В летнем оздоровительном лагере для одаренных детей свободный от учебы день - только воскресенье

Вундеркинды ушли на каникулы

Талантам надо помогать. Сначала — раскрыться, а потом — не затеряться. Способный химик либо финансист не менее важен для страны, чем, к примеру, музыкант либо художник. И помочь им реализовать свой дар — крайне важно. В нашей стране для этого делается немало. Только из фонда Президента по поддержке талантливой молодежи материальную помощь получили более 20 тысяч человек. Помимо денежных выплат, создаются благоприятные условия для самореализации. Яркий пример этому — оздоровительный лагерь «Наука–1» для одаренных детей, отдых в котором чередуется с ежедневными занятиями.

На уроках информатики.

«Наука–1» традиционно базируется в июне на территории Поречской санаторной школы–интерната Гродненского района. Путевку сюда получают только те ребята, за плечами которых призовые места на предметных олимпиадах. Интересно, что отряды здесь формируются не по возрастам, а по научным направлениям: физика, химия, биология, география, астрономия. Первое, что здесь замечаешь, — тишина. Хотя в помещении находятся почти полторы сотни детей. Старший воспитатель лагеря Ирина Обуховская объясняет, что с 9.30 до 13.00 здесь всегда так — 6 дней в неделю, за исключением воскресенья, у всех занятия:

— Здесь у нас отдыхают и учатся ребята в возрасте от 14 до 16 лет, есть несколько 13–летних — это победители олимпиад по информатике. Первая половина дня посвящена только занятиям. Их проводят университетские преподаватели, а также школьные учителя с опытом подготовки олимпиадников. Занятия проходят по вузовской системе, парами по полтора часа.

Разговор с одаренными подростками оставляет необычное впечатление: еще ни разу я не слышала, чтобы дети с таким энтузиазмом говорили о трех часах ежедневной учебы. Да еще во время летних каникул. 16–летняя гродненка Ольга Башламинова, участница олимпиад по астрономии, восторженно отзывается о возможности провести почти месяц каникул в учебной аудитории:

— Я здесь уже второй раз. До этого была в других лагерях, в том числе в Польше. Нигде так хорошо и интересно не проводила время. Весь учебный год специально работала, подтягивала предмет, чтобы иметь возможность еще раз сюда приехать. Здесь уникальная возможность узнать много нового. Мы слушаем лекции, конспектируем, решаем задачи, нередко проходят дискуссионные уроки.

Занятия йогой в лагере «Наука-1».

Десятиклассник из Лиды Василий Сечко признается, что всегда с нетерпением ждет лета, чтобы снова оказаться в «Науке–1»:

— Я двукратный обладатель дипломов 3–й степени республиканских олимпиад по информатике, призер командных и персональных соревнований в Беларуси и России. Сюда приезжаю уже в третий раз. Здесь ежедневно — новые открытия. В свободное от занятий время мы делимся знаниями между собой. Я всегда готов рассказать и объяснить то, что знаю я и не знают другие.

В компании умников и умниц окончательно убеждаюсь: мои стереотипы насчет того, какими бывают одаренные дети, безнадежно устарели. Нет, классические «ботаники», худенькие и в очках, конечно же, встречаются, но больше в виде исключения. Нынешние молодые интеллектуалы ничем не отличаются от своих сверстников: у девчонок ухоженные волосы, маникюр и подобранная со вкусом одежда. Мальчишки — неугомонные, ироничные, с горящими глазами. Воспитатели констатируют: время, проведенное за компьютером и учебниками, ребята с удовольствием компенсируют часами на спортивной площадке. В общем, дети как дети. Любят волейбол, командные соревнования, но больше всего поклонников у скандинавской ходьбы и йоги на свежем воздухе.

Отдыхающие здесь ребята способны удивить даже видавших виды педагогов. Учитель физики гродненской средней школы № 18 Евгениюш Матук вспоминает 14–летнюю девочку, которая без проблем решила задачу повышенной сложности по молекулярной физике, хотя этот раздел науки еще даже не проходила в школе. Она использовала знания, которые уже имелись в ее арсенале, и применила совсем неожиданный метод:

— Эти дети настолько мощно мотивированы, настолько вовлечены в работу, что мне не приходится искать способы, чтобы удерживать их внимание на протяжении полутора часов. Им можно просто предложить задачу — и время урока пролетает незаметно.

Педагог уверен: в лагере не только дети учатся у наставников, но и сами учителя познают тонкости работы с одаренными детьми. Ведь не секрет, что к подготовке олимпиадника необходим особый подход. Ребятам, которым от природы отмерено больше, чем остальным, действительно где–то проще усваивать знания. И все же, говорят педагоги, основными составляющими успеха являются труд и интерес к предмету.

Компетентное мнение:

Светлана Уклейко, начальник главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования:

— Нет неталантливых, неодаренных детей. Каждый ребенок в чем–то талантлив — существует множество видов и форм одаренности. Задача системы образования выявить этот талант и помочь его развить. 

В учреждениях общего среднего образования введено профильное обучение, в рамках которого предусмотрено изучение тех или иных учебных предметов на повышенном уровне в X — XI классах. С 2018 — 2019 учебного года станет возможным изучение на повышенном уровне отдельных учебных предметов и в VIII классе.

Для одаренных и талантливых учащихся в учреждении образования имеется возможность организовать обучение по индивидуальному учебному плану, а также проведение стимулирующих занятий, направленных на развитие творческих способностей.

Немаловажной составляющей в системе работы с одаренными детьми является посещение учащимися занятий по интересам в учреждении образования и в учреждениях дополнительного образования, которые призваны помочь детям найти любимое дело, побудить их к творчеству.

charovskaya@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter