Вторые в мире и первые в стране

Что нужно для сохранения и развития белорусского агротуризма

Белорусский агротуризм уверенно заявил о себе, но что нужно для его сохранения и развития в будущем?
НЕДАВНО журнал National Geographic на своем сайте подвел итоги голосования за лучшие направления для туризма среди множества стран. Беларусь заняла второе место в мире в номинации «Агротуризм», набрав 22 процента голосов и уступив с небольшим отрывом лишь Италии, за которую отдано 26 процентов голосов. Всего в премии было 18 номинаций, среди которых «гастрономический туризм», «семейный отдых», «экотуризм», «пляжный отдых». Посетители сайта выбирали свое любимое направление и место для отдыха с 29 июня по 10 ноября. В голосовании приняли участие более 240 тысяч человек.


СТЕПЕНЬ развитости агроэкотуризма на прошлой неделе оценивали и в самой Беларуси на Международной специализированной конференции «Агроэкотуризм-2015: инновации и территориальное развитие», о чем уже писала «СГ». Основные инициаторы конференции — Белагропромбанк, Министерство спорта и туризма Беларуси, БОО «Отдых в деревне», ИПУ «Новая Евразия», Проект USAID «Расширение экономических возможностей в сельской Беларуси» и факультер международных отношений БГУ. На ней выступили эксперты из разных стран, в том числе из соседних России, Литвы, Латвии и Польши. Территориально это практически один регион Европы, многие белорусы часто отдыхают в той же Польше и Литве, а жители этих стран, в свою очередь, нередко наведываются в Беларусь. Словом, знатокам сельского туризма было что обсудить и чем поделиться. Присутствовали здесь и представители дипмиссий, работающих в Беларуси. За время своего присутствия в стране они тоже успели оценить прелести отдыха в белорусской деревне.

— Развитие агроэкотуризма – это перспективное направление. Оно актуально и в условиях Евразийского союза. Радует, что Беларусь уделяет этому большое внимание, поддерживая различными программами и кредитами инициативных сельских жителей. В Казахстане тоже развивают это направление, правда, без приставки «агро» – у нас это называется экологический туризм, хотя это практически одно и то же, ведь мы тоже предлагаем посещение различных природных заказников, культурных объектов. Последние три года живу в Минске, за это время с семьей и гостями посетил не одну агроусадьбу. В некоторых из них бываем регулярно – нам нравится такой тип отдыха, на природе, с охотой, рыбалкой. Но, к сожалению, Казахстан слишком далеко, поэтому большинство его жителей вряд ли смогут приехать в белорусскую деревню как туристы. Зато о сотрудничестве и об обмене опытом между нашими экологическими объектами можно было бы поговорить. Думаю, стоит обсудить эту идею, — считает первый секретарь посольства Казахстан в Беларуси Толеген Нурбаев.

Если с Казахстаном сотрудничество в этом направлении пока только на уровне идеи, то с российскими коллегами оно уже дало определенный результат. К слову, на этот раз Россия берет пример с Беларуси, перенимая ее опыт.

— Многие российские агроэкокомплексы появились именно благодаря белорусскому опыту. Мы не один год ездили к вам, в том числе во время различных обучающих визитов, смотрели, что уже тогда было создано, и потом пытались нечто подобное сделать у себя. Например, я слышал, как один из бизнесменов, побывав в ваших Дудутках, приехав домой, искал людей, которые помогли бы ему создать похожий объект, – рассказывает председатель российской Ассоциации содействия развитию агротуризма Тарас Астахов.

Тем не менее Беларуси, несмотря на явные достижения в этой области, тоже есть куда развиваться, есть к чему стремиться. Например, еще десять лет назад в стране было лишь 23 агроусадьбы, сейчас их уже более двух тысяч, но и этого, по мнению экспертов, уже недостаточно.

— Очень важно обеспечить доступность сельского туризма, в том числе увеличив количество объектов, потому что у наших коллег в Польше и Литве в процентном соотношении их несколько больше. Например, в Беларуси одна усадьба на 5 тысяч горожан, а там – на 2,5—3 тысячи, плюс у них больше развит гостиничный сектор, — считает заместитель декана по учебной работе факультета международных отношений БГУ Дмитрий Решетников.

Многое для доступности сельского туризма делает Белагропромбанк, который с 2007 года оказывает финансовую поддержку владельцам агроусадеб, выделяя им льготные кредиты на развитие бизнеса. В этом году банк пошел дальше – теперь он дает белорусам, желающим отдохнуть в этих усадьбах, потребительский кредит на эти цели с процентной ставкой ниже рыночной на сумму от одного до 15миллионов сроком до трех лет.

Во время прошедшей конференции председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова обратила внимание на то, что форум на этот раз неспроста называется «Инновации и территориальное развитие»:

— Вклад агротуризма в экономику региона — это далеко не одна базовая величина, которую он уплачивает в виде налогов. Он способен в какой-то степени вытянуть деревню, ведь зачастую хозяин усадьбы обеспечивает рабочим местом не только себя, но и своих соседей. Этим он придает динамику развитию всего региона. Нам хочется, чтобы Министерство экономики просчитало такой комплексный экономический эффект от деятельности агроэкотуризма.

Сегодня для этого не всегда нужны большие финансовые вложения – зачастую достаточно идей, но интересных. Речь идет о так называемой креативной экономике, к которой уже обращаются некоторые сельские агроэкобизнесмены.

— Креативная экономика — это сфера деятельности для людей с небольшими деньгами, но с большими идеями. Здесь не предполагаются миллионные инвестиции, напротив, рассматривается то, что люди могут сделать с малым капиталом, используя новые подходы. Эффект от этого, в том числе экономический, – колоссален, — считает Валерия Клицунова.

Так в каком же направлении сейчас должен развиваться агротуризм? Тарас Астахов считает, что в первую очередь нужно уделять внимание разнообразию предлагаемых услуг. А во вторую – обустройству инфраструктуры:

— Например, если вы делаете велотропы или экотропы, они должны быть удобны и для детей, и для людей старшего возраста. И чем разнообразнее будут эти предложения, тем большее количество потенциальных гостей и туристов мы можем привлечь. Что касается конкуренции, то российские и белорусские агроусадьбы не соревнуются между собой. Даже рядом стоящие усадьбы на самом деле не конкуренты. Наоборот — они партнеры. Есть очень много примеров, они вступают в кооперацию и от этого выигрывают. Потому что они друг друга рекламируют, организуют какие-то дополнительные маршруты. За счет этой кооперации появляются новые туристические продукты, а это всегда интересно туристам.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что белорусский агроэкотуризм сформировался. Но важно закрепить результат. Здесь это можно только благодаря привлечению молодежи. Ведь если дети сегодняшних хозяев агроусадеб решат уйти из дела, то создаваемый годами комплекс попросту перестанет существовать. Это прекрасно понимают в БОО «Отдых в деревне», поэтому даже создали филиал кафедры международного туризма БГУ на базе своей организации. Уже сейчас студенты предлагают свои достаточно интересные идеи по развитию туризма в белорусской деревне. Очевидно, что продолжение у белорусского агробизнеса теперь будет.

P.S. «Сельская газета» — информационный партнер Международной специализированной конференции «Агроэкотуризм-2015: инновации и территориальное развитие».

mizkevich@sb.by

Фото Петра МИЛЬТО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?