Второй шанс Ромэна Грожана

Мы познакомились с Ромэном Грожаном, когда он гонялся в GP2 в одной команде с Виталием Петровым. Тогда в 2009 году он сразу показал себя очень быстрым, но слегка безрассудным пилотом. К примеру, его безумный обгон в Монако, завершившийся зрелищным полетом над монакской трассой и ударом об ограждение.

Мы познакомились с Ромэном Грожаном, когда он гонялся в GP2 в одной команде с Виталием Петровым. Тогда в 2009 году он сразу показал себя очень быстрым, но слегка безрассудным пилотом. К примеру, его безумный обгон в Монако, завершившийся зрелищным полетом над монакской трассой и ударом об ограждение. К счастью, авария не имела тяжелых последствий для гонщика. В середине сезона его как лидера чемпионата GP2 Флавио Бриаторе пригласил вместо уволенного Нельсона Пике в команду «Рено». Но нестабильное выступление пилота на фоне его напарника двукратного чемпиона Фернандо Алонсо, вкупе со скандальным уходом из команды самого Флавио Бриаторе, сыграли свою роль. Ромэн остался без контракта на следующий сезон. И лишь два года спустя, доказав еще раз свой гоночный потенциал чемпионским титулом GP2, Ромэн вновь получил возможность начать карьеру в Формуле-1.

Два человека, сыгравших главную роль в возвращении Ромэна: Эрик Булье и Жерар Лопес

Вместе с финансовой поддержкой французской компании «Total» и менеджментом люксембургской «Гравити» Жерара Лопеса, непосредственно владеющей командой «Лотус» (бывшая «Рено»), аргументы молодой французской звезды оказались более сильными, чем у россиянина Виталия Петрова, которого и сменил Грожан в этой команде. Повзрослев и возмужав за два года «ссылки» из паддока Формулы-1, Ромэн намного увереннее стал держаться с журналистами. Да и на трассе, по-прежнему удивляя всех своими скоростными качествами, он стал допускать меньше ошибок. Как результат, после 10 этапов у него на счету 2 подиума (бронза в Бахрейне и серебро в Канаде), 61 очко и уверенное 8-е место. 


Во время интервью Ромэн держался, как обычно, без напряжения, и с неизменной улыбкой отвечал на мои вопросы за столиком в моторхоуме команды «Лотус». Он еще не знал в тот момент, что в квалификации на Хунгароринге он будет вторым (!), а в гонке вновь поднимется на подиум и что ему придется жестко бороться непосредственно со своим напарником по команде.


Первая эйфория от прихода в Формулу-1, 2009 год, команда "Рено"- Ромэн, как часто ты мечтаешь о том, чтобы выиграть Гран-при Формулы-1?


- Сегодня победить в Гран-при вполне реально. И, по правде сказать, я мечтаю о чемпионском титуле. Но, безусловно, для этого надо одержать несколько побед, и лишь потом уже говорить о такой мечте всерьез.


- Какая из младших серий, где тебе довелось гоняться, лучше всего тебя подготовила к гонкам Формулы-1?


- Я не могу вот так просто выделить какую-то серию конкретно. Везде чему-то учишься. Но в Формуле-1 все по-другому. Здесь надо думать о шинах, о тактике. Конечно, все, чему ты учишься в предыдущих сериях, тебе помогает. Но, по сути, здесь надо заново многому учиться.


- У тебя уже есть 17 стартов перед этой гонкой в Венгрии. Если пересчитать все твои очки по старой системе подсчетов, то окажется ровно столько, сколько было у Алена Проста после его первых 17 гонок.


- О-о-о, (Смеется.) я бы не отказался и от четырех чемпионских титулов. Это была бы просто фантастика. Я понимаю, людям это будет интересно читать, но лично для меня эта статистика не имеет никакого значения, когда я сажусь в машину. Мне приятно, что вы меня сравниваете с Аленом Простом, ведь он - самый известный французский пилот Формулы-1. Но я по-своему выстраиваю свою карьеру и хочу заработать собственное имя в гонках. Ален относится к числу таких великих пилотов, как Сенна, Шумахер, Феттель, Алонсо, Хэмильтон. Все они – чемпионы мира, и я надеюсь однажды стать одним из них.


- Все твои напарники были чемпионами мира. Хорошо это или плохо?


- Конечно, для меня это просто здорово. И Кими, и Фернандо – очень быстрые пилоты, и я многому у них учусь. Это очень хорошо для опыта. После двухлетнего перерыва Кими вернулся в гонки, ничего не потеряв как гонщик. И мне приятно, что я зачастую у него выигрываю в квалификациях. Но Кими – это только один пилот. Есть еще другие 22, которых тоже нужно обгонять. Мы ведь гоняемся именно потому, что хотим победить.


После 3-го подиума в Венгрии, 2012- Твой первый опыт в команде «Рено», когда ты в середине сезона-2009 заменил уволенного Нельсона Пике, много критиковали. Но мы проанализировали показатели скорости в то время у Фернандо и у тебя и пришли к выводу, что ты не так уж и много проигрывал испанскому чемпиону…


- Я не буду себя защищать. Это был отличный опыт, но я не все делал правильно. Хотя, действительно, по скоростным качествам у меня все не так уж было и плохо, как об этом писали в газетах. Поэтому сегодня я не давлю по этому поводу на себя. Я стараюсь наслаждаться своей работой и получать удовольствие.


- Считаешь ли ты, что мир Формулы-1 поступил с тобой тогда несправедливо?


- Мне сложно ответить на этот вопрос. Все зависело от многих обстоятельств. Конечно, я бы хотел сказать: «Нет, я остаюсь», но обстоятельства сложились по-другому, и у меня не было выбора. (Ромэну пришлось вернуться в младшую серию GP-2, и только выиграв там чемпионский титул в 2011 году, он получил шанс снова вернуться в Формулу-1. – Прим. авт.). Признаюсь честно, в определенный момент я уже стал было думать, что все закончилось, и я не вернусь в гонки никогда. Но мне повезло. Я встретил людей, которые поверили в меня, возможно даже больше, чем я сам. Это была группа «Гравити» Жерара Лопеса и французская компания «Total». Они помогли, когда мне было сложно. И сегодня мы все вместе можем гордиться, что мне удалось вернуться в Формулу-1. Я думаю, нас еще много хорошего ждет впереди. Я чувствую в себе потенциал добиться большего. И если я однажды выиграю чемпионат, то эти люди будут со мной чемпионами мира.


Душ из шампанского на подиуме в Венгрии, 2012- В чем ты видишь сегодня преимущество «Феррари», «МкЛарен», «Ред Булл» по сравнению с твоей командой «Лотус»?


- Я думаю, во многом их преимущество зависит от настроек на гонку. Надо начинать с четверга, с прогулок по трассе. Мы работаем в четверг с инженерами, сравниваем данные, полученные в прошлом году. Но беда в том, что эти данные сняты с машин Виталия Петрова и Ника Хэйдфельда, а не с моей машины. Обсуждая настройки, инженеры говорят, что в прошлом году было хорошо, а что не работало. Но ведь эти настройки подходили предыдущим пилотам, а не нам. Вот почему, сохраняя состав пилотов на следующий год, команда может начинать работу на конкретной трассе с более высокой ступени. А нам здесь практически приходится начинать все с нуля.


- Ромэн, у тебя особая биография в Формуле. Сегодня, получив второй шанс, ты не имеешь права его упустить. Третьего шанса наверняка уже не будет. Испытываешь ли ты дополнительное давление из-за того, что у тебя сегодня нет «права на ошибку»?


- Да, второй шанс для меня – это хорошо. Но я не давлю на себя. Я хочу заниматься тем, что мне нравится. Я пытаюсь себя улучшить, подготовиться к будущему. Конечно, есть еще давление и извне, но я думаю, что из-за феномена второго шанса оно не более чем у кого-то другого в паддоке.


- Если завтра в гонке Кими окажется позади тебя, и вы будете с ним вести борьбу за позицию, отнесешься ли ты к чемпиону с должным уважением? Пропустишь ли ты его вперед?


- Разумеется, я уважаю Кими. Но в данном случае все будет зависеть от ситуации на трассе. Если мы будем ехать на той же стратегии и у нас будут та же тактика и одинаковые шины, то я не буду ему уступать.


Редкий снимок. Петров и Грожан на подиуме в Испании, GP2, май, 2009- А если это будет последняя гонка, и для Кими будет решаться вопрос чемпионского титула?


- В таком случае я его обязательно пропущу и не буду создавать помех.


- Ты недавно женился, и твоя молодая супруга – журналистка французского канала TF1. Как это помогает, или, может быть, мешает в твоей работе?


- Во-первых, она делает меня счастливым. Во-вторых, она рассказывает, как надо общаться с вами, журналистами, чтобы потом не было недоразумений по поводу недопонимания. Например, мы просматриваем записи блиц-интервью, которые проводятся на стартовой решетке. И она мне советует, как лучше было бы отвечать, как держаться перед камерой. Это, так сказать, полезные советы на будущее. Но по ходу гоночного уикенда, когда мы оба на трассе, мы автономно делаем каждый свою работу. Например, сегодня (четверг, 26.07.2012, Хунгароринг. – Прим. авт.), когда я уезжал из отеля, мы расстались в 7.00, и снова я ее увижу и смогу обнять лишь поздно вечером, опять же в отеле.


- Гран-при Франции. Быть или не быть? Дискуссии по-прежнему продолжаются. Каково твое отношение к этому?


- Конечно, мне будет приятно выступать перед своей публикой. У нас есть Гран-при Монако, но это все же другое, это - не Гран-при Франции. Что касается дискуссий, то мне все равно, где именно это будет: на трассе Поль Рикар или в Маньи Куре. Главное, чтобы Гран-при Франции был и чтобы французские болельщики смогли смотреть Формулу-1 у себя дома.


- Ромэн слегка расстроен своим 3-м местом. Пресс-центр Хунгарроринг, июль 2012- Но ты чувствуешь, что своими результатами ты тоже можешь этому поспособствовать?


- Конечно, я буду счастлив. Мне и так большая честь представлять Францию в этих гонках. А если еще это будет на Гран-при Франции, то я буду еще более счастлив.


- В этом сезоне у тебя уже было за 10 гонок 4 схода. У Кими - ни одного. Чем ты можешь это объяснить: невезением или недостатком опыта?


- Я бы не стал все сваливать на невезучесть. У меня были ошибки. Меня развернуло в Малайзии, и я финишировал в гравии. Это чисто моя вина. Было и невезение, как, например, на старте в Монако. Но я не ищу оправдания. На трассе идет плотная борьба, любому может не повезти. Все, что можно сделать, это избавиться от собственных ошибок, чтобы лучше финишировать. Но это легче заявить, чем сделать. Гонки не заканчиваются на первом круге. Надеюсь, что у меня будет больше удач, и даже удастся выиграть гонку уже в этом сезоне.


- Каким бы ты хотел быть в итоговой таблице результатов чемпионата 2012?


- Знаете, всегда хочется большего. Если бы мне в начале сезона сказали, что после 10 гонок у меня уже будет два подиума, я был бы безмерно рад. Но сейчас мне уже этого мало.


Владимир ВАСИЛЬЕВ, фото автора  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter