Вторая жизнь “хрущевки”

Старые пятиэтажки сносить не будут. Вместо этого в них сделают ремонт, “нарастят” этажи и установят лифтыМногочисленные жители “хрущевок”, которые с 60-х годов еще не пережили ни единого капремонта, с недавнего времени стали активно обсуждать судьбу своих домов. Началось все с того, что соседи-москвичи начали говорить о необходимости такие дома вообще сносить, не тратя зря деньги на их ремонт. Мол, что там ни делай, а крохотные и неудобные квартиры все равно от этого лучше не станут. Это веяние распространилось и у нас: люди стали активно обсуждать несколько вероятных решений “хрущевской” проблемы. Капитально ремонтировать и перестраивать квартиры или строить на месте старых домов абсолютно новые? Специалисты подумали, посчитали и решили: ни то и ни другое. Вероятнее всего, жителям “хрущевок” стоит готовиться к третьему сценарию: их дома будут ремонтировать и параллельно достраивать новые этажи. Уже к концу года должен появиться первый перечень объектов, на которых массово опробуют так называемое мансардное строительство.

А людей-то куда деть?
Дело это новое, поэтому пока вызывает у людей много вопросов. Для начала логично разобраться, почему же специалисты в принципе решили продлить жизнь таких домов.
— Снос домов массовой застройки 60-х годов нельзя назвать эффективным, потому что требует больших финансовых затрат, — считает ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела технологии организации и управления строительством Института НИПТИС Александр Пашков. — Мы посчитали: в нашей стране около 25 миллионов квадратных метров такого жилья. Чтобы его снести, нужно 6—8 миллиардов долларов. Но ведь на этом месте нужно будет снова построить дома, а это еще 12—14 миллиардов. А ведь есть еще целый список проблем, которые нужно будет решать параллельно.
В частности, беспокоит специалистов необходимость вывезти и где-то захоронить весь мусор, в который превратятся снесенные дома. Эти расходы вместе с самим, сносом по некоторым оценкам, могут составить до 80 процентов в первоначальной стоимости жилья, которое планируется возводить на месте сносимых “хрущевок”. Помимо этого специалисты плохо представляют, куда на время сноса-строительства поселить жильцов “хрущевок” со всем их имуществом. Одним словом, взвесив все “за” и “против”, пришли к выводу, что нужно развивать мансардное строительство. А недавно подписанный Президентом указ обещает упростить процедуру.
— Ведь первые пробы надстройки уже были, — продолжает Александр Пашков. — Однако в условиях отсутствия единого регламентирующего документа развивать дело было сложно. Например, для того чтобы начать работы, нужно было заручиться согласием абсолютно всех жильцов.
Компенсация за неудобства
Теперь же получить “визу” на реконструкцию дома и возведение надстройки будет проще: достаточно письменного согласия простого большинства собственников. Что касается ремонтных неудобств, то без них, безусловно, не обойдется, но весь процесс ремонта-строительства будет подчинен строгим правилам. В некоторых вещах жильцы, возможно, даже найдут для себя выгоду. Да, им придется терпеть грязь и грохот отбойных молотков, но за все это предусматривается “компенсация”. Во-первых, на время проведения надстройки жильцов верхних или других этажей дома могут отселить в другое жилое помещение. Во-вторых, заказчик (застройщик) во время реконструкции будет возмещать затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг тех жильцов, которые остались жить в доме, и тех, кого на это время переселили — если эти люди не участвуют в долевом строительстве квартир в надстраиваемых этажах. Кроме того, на выходе жильцы должны получить отремонтированный дом, квартиры в котором на рынке жилья ценятся дороже. В ходе реконструкции дом могут утеплять, менять в нем окна, обустраивать лоджии и облагораживать дворики. Кстати, те жильцы реконструируемого дома, которые стоят в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, получат преимущественное право на участие в долевом строительстве квартир в надстраиваемых этажах.
Технологии, по которым дом будет увеличиваться в высоту, по словам специалистов, уже есть. В частности, мансардные этажи можно делать из металлоконструкций, в основе которых — нержавеющая сталь. К слову, необходимые профили вполне можно производить и в нашей стране.
Лифт для “хрущевки”
Правда, следует признать, что пока остается одна проблема, придумать решение которой конструкторам и архитекторам еще только предстоит. Загвоздка в лифтах. По давно действующим правилам все жилые дома выше 5 этажей должны быть оснащены лифтами. Если прибавить к пятиэтажным “хрущевкам” по одному этажу, уже возникнет такая необходимость. Но где разместить в доме лифт, если для него не было отведено место? Вариант с ликвидацией некоторых расположенных друг под другом квартир в пользу лифтовой шахты явно не подходит. Вот как раз в такой ситуации оказались жильцы одного из столичных домов на Гвардейской улице, которые сегодня еще пока ждут своего лифта. У них тоже до недавнего времени была обычная “хрущевка”. Потом ее отремонтировали и сверху нарастили мансарду. Лифт же решили сделать приставной — технология непростая и не во всех случаях подходящая. Пока его еще нет, но в НИПТИСе говорят, что подъемник появится буквально через пару-тройку месяцев. Кстати, это будет первый приставной лифт в нашей стране. Приживется ли такая методика с введением в повсеместную практику мансардного строительства, покажет время.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter