Либо местная власть отмахивается от претензий жителей поселка, либо сами они пассивны?..
Читательница из Фаниполя Виктория Жигунова прислала в редакцию письмо с приглашением… на экскурсию по ее родному городу. Обещала незабываемый экстрим. Я согласилась. Это, и в самом деле, была экскурсия, поскольку моя собеседница хорошо знает историю Фаниполя, много и с удовольствием рассказывает о молодом городе.
Стариков, пожилых людей здесь совсем мало, зато такого количества мам с колясками я не встречала ни в Минске, ни в областных, ни в районных центрах. Тем не менее кажется, что своей внутренней жизнью город не живет, а его жители только и делают, что курсируют между Фаниполем и столицей, благо что она всего в тринадцати километрах. Так же, как и районный центр – Дзержинск.
Собственно, так оно и происходит. Большинство населения Фаниполя работает в Минске. Электрички туда ходят примерно через час, маршрутки – каждые двадцать минут, так что транспортное сообщение хорошее. Когда-то, еще в советские времена, речь шла о том, чтобы сделать Фаниполь городом-спутником столицы, но время прошло, и идея эта была похоронена. А вместе с нею и надежда жителей на то, что их город будет цвести и развиваться.
Сегодня, к сожалению, о развитии речь не идет. Рушится и приходит в негодность то, что создавалось еще каких-то десять лет назад.
— Вот здесь раньше была чудная липовая аллея, посаженная, по преданию, владельцами имения к приезду императрицы Екатерины, – рассказывает мой экскурсовод. – Конечно, липы были уже старые, и, вероятно, правильно, что их выкорчевали. Но почему вместо них не посадить молодые деревья?
Улица, по которой мы идем от станции к центру города, и в самом деле, выглядит голой и неуютной из-за полного отсутствия на ней зелени. Дорога вся в рытвинах и канавах, по которым периодически громыхают с риском для себя и пассажиров автомобили.
Дороги — еще одна беда жителей Фаниполя. Так получилось, что город зажат между железной дорогой и московской трассой и вынужден развиваться только в длину. Следовательно, основная нагрузка ложится на две параллельные улицы, проходящие по городу. Пару лет назад одну из них отремонтировали, закатали асфальтом. Зато со второй… асфальт срезали. В планах было отремонтировать и ее, но их пока никто не осуществил. Теперь проехать по улице практически невозможно, а в непогоду и пройти проблематично. Все машины переместились на новую дорогу, которая вполне может не выдержать подобной нагрузки, но вроде пока держится.
— Вот рядом со школой № 1 низина, — продолжает Виктория. — Почему бы здесь не соорудить игровую площадку для детей? Место пустует да и от проезжей части далеко. У нас в городке вообще нет ни одной полноценной детской площадки. Во дворах – в крайнем случае поломанные качели или куча песка. Даже лавочек нет, чтобы мамы с колясками посидели. Дети фактически предоставлены сами себе.
— Согласен, что с ремонтом улицы Комсомольской в Фаниполе затянули, — говорит заместитель председателя Дзержинского райисполкома по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Камиль Башмаков. – Когда начался ремонт, денег не хватило, поэтому и асфальт положить не смогли. Сейчас ситуация меняется: дорогу после зимы подсыпали, по ней можно проехать, подготовили к заливке. Надеемся, что до конца мая все сделаем. Вопрос этот стоит на контроле районного руководства, и мы строго спрашиваем с ответственных за сроки выполнения. Что же касается инфраструктуры, то согласиться не могу. Есть в Фаниполе и магазины, и кафе-бары, и поликлиника с хорошей базой недавно отремонтирована. Конечно, нет больших ресторанов, но для такого маленького городка они просто не выгодны коммерчески. Иначе частный бизнес давно за это дело ухватился бы. А ведь что ни говори, сегодня условия диктует рынок.
В самом деле, работы по ремонту дороги возобновлены. Но от остальных претензий жителей города тоже отмахиваться не стоит. Если люди хотят жить хорошо и красиво именно в своем городе, то в этом нет ничего плохого, наоборот.
Правда, думается, не все здесь зависит и от власти. В этой связи мне вспоминается опыт жителей поселка Мачулищи, инициатива которых позволила им объединиться с местной властью и бизнесом, чтобы сделать свой городок как можно привлекательнее. Люди на субботниках стали приводить в порядок свои дворы, а подростки, посмотрев на родителей, начали мастерить из старых спиленных деревьев скамейки. Конечно, и поселковый Совет, и депутаты оказывали инициативным жителям всяческую помощь.
На мой взгляд, люди и сами, будь на то желание, могут сделать свою жизнь лучше. К примеру, озеленение родного города вполне под силу местной организации БРСМ. Товарищества собственников и жилищные кооперативы могут хоть немного благоустроить дворы, а сами жители города следить за тем, чтобы то, что они имеют сегодня, не ветшало и не ломалось. Ведь город – как дом: у богатой, но нерадивой хозяйки он может быть неухоженным и неаккуратным, а у менее обеспеченной, но рачительной и заботливой – сверкать чистотой и радовать уютом.