ВТО о... двух концах

Сколько времени нас намерены держать в «предбаннике» ВТО?

Беларусь, Россия и Казахстан вступают в ВТО как единая таможенная территория, но вопрос: сколько времени их намерены держать в «предбаннике» Всемирной торговой организации?

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году как продолжатель Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны. Главные задачи ВТО — либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, что способствует экономическому росту стран и благосостоянию населения. Немало и других преференций: в частности, каждая страна получает гарантии справедливого отношения к ее экспорту на рынках других стран, обеспечивает такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В теории членство в ВТО выглядит как в учебнике по научному коммунизму — гимн всеобщему благоденствию, да и только. Что же реально может ожидать от ВТО любая из стран, ставших на защиту своих экономических интересов, которые, как правило, не всегда отвечают уставу и идее Всемирной торговой организации?

К примеру, Китай – одна из ведущих мировых экономик — явно вошел в противоречие с принципами ВТО, а ее ведущие игроки США и Евросоюз уже готовят иск против «восточного тигра». Вина Китая в том, что он накопил несметные запасы стратегически важных полезных ископаемых – меди, молибдена, боксита, вольфрама, желтого фосфора и других. Чтобы не разбазаривать эти богатства налево и направо, ввел на них немалые экспортные пошлины. Например, на вывоз из страны желтого фосфора установлена экспортная пошлина – 95 процентов. За такие вольности Китай может быть оштрафован на миллиарды долларов. Если показательный суд состоится, то такие же санкции могут быть применены к любой из стран, в том числе и к объединившейся на пути в ВТО тройке – Беларуси, России и Казахстану. Очевидно, что ВТО — палка о двух концах. К примеру, если после вступления участников Таможенного союза Всемирная торговая организация потребует убрать экспортную пошлину на вывоз российской нефти, то черное золото будет из нее выметено подчистую. А ведь именно экспортные пошлины формируют значительную часть российского бюджета и резервные фонды, а также бюджеты Беларуси и Казахстана.

Как же себя вести в ситуации, когда США и Евросоюз играют в ВТО первую скрипку и ради своих экономических интересов не пожалеют ее струн. Как показывает практика, ВТО не столько экономическая организация, сколько влиятельная политическая структура. Сегодня ее мозговой центр пытается разобраться в новом подходе России к вступлению в ВТО. Так, английская газета «The Financial Times» недавно сообщила, что, когда Владимир Путин объявил об отзыве российской заявки на присоединение к Всемирной торговой организации после многих лет переговоров и начале процесса заново в составе Таможенного союза с Казахстаном и Республикой Беларусь, западные аналитики были в состоянии, близком к шоковому. Подобный ход они сочли попыткой России изменить условия, мешающие ее немедленному вхождению в мировой торговый альянс, состоящий из 153 стран-участниц. В такой позиции усматривается и частичная смена приоритетов России, направленная на расширение сферы влияния на постсоветском пространстве. С другой стороны, это адекватный ответ на жесткие условия, которые были предъявлены России в процессе присоединения к ВТО. Тем временем ведущие игроки в ВТО дарят членство в организации так называемым молодым демократиям как поощрительный приз за проведение «цветных революций». По отношению к ним забыты едва ли не все основные требования ВТО, а их развитие в эпоху кризиса гораздо меньше соответствует стандартам торгового альянса, нежели экономики тройки Таможенного союза. Как заметил премьер-министр Казахстана Карим Масимов, с 1 января 2010 года появится новая таможенная территория с населением 180 миллионов человек, на которой товары будут беспрепятственно перемещаться от польско-белорусской до казахстанско-китайской границы.

Если Брюссель и Вашингтон будут, как и прежде, унизительно выдерживать в «предбаннике» ВТО Беларусь, Россию и Казахстан, то стоит задаться вопросом: какие реальные выгоды несет нашим странам некогда лакомое членство в разрекламированной организации? Одно из непреклонных ее требований — жесткие ограничения на производство отечественной машиностроительной и сельскохозяйственной продукции, как это произошло в Польше и странах Балтии. Там местный производитель продукции животноводства похоронен всерьез и надолго. Так почему Беларусь должна сворачивать дорогостоящие перерабатывающие производства ради приобретения визитки ВТО? Перед угрозой сокращения рабочих мест и зарплат нам опять начнут рассказывать старую сказку о необходимости реструктуризации и диверсификации экономики. Как-то не совсем логично будет в массовом порядке завозить на прилавки белорусских магазинов испанское молоко, французские сыры, бельгийские сливки и голландский картофель с морковью.

Что делать в данной ситуации? Во-первых, вести диалог на равных, отстаивая экономические интересы в рамках Таможенного союза, не хлопая дверью. Задел в переговорах Российской Федерации значителен, и решение вопроса о вступлении в ВТО «таможенной» тройки может занять не более года. Во-вторых, любые дискриминационные меры к Таможенному союзу еще раз подтвердят применение двойных стандартов при определении членства в ВТО. Динамичная внутренняя интеграция неизбежно покажет конкурентные преимущества экономик Беларуси, Казахстана и России. Их качественно новый уровень станет катализатором процесса по вступлению во Всемирную торговую организацию. Только не надо топить друг друга в молоке или нефти и, не дай бог, травить газом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter