Собственно говоря, конкуренция на нашем, да и на российском рынке являлась не более чем фикцией. Ее пропагандировали западные центры влияния, про нее писались научные работы, проводились исследования, строчились многотомные маркетинговые исследования… Но на деле до прошлого года многие парадигмы были предопределены. Самые вкусные куски пирога в том или ином сегменте оттягивали на себя мировые лидеры. На них приходилась львиная доля продаж. Скажем, в сегменте безалкогольных напитков доминировали Coca-Cola и Pepsi, свои лидеры были в сегменте моющих средств и бытовой химии, как, впрочем, и в каждой товарной категории. Остальным производителям доставались только остатки с барского стола. Как правило, это были узкие специализированные ниши, по тем или иным причинам не интересные крупным игрокам. Конечно, находились исключения из правил, но они только подтверждали общий тренд.
На рынках царила предопределенность. Сегменты были четко разделены между игроками — большими и маленькими. И чтобы подвинуть кого-то на его «поле», требовалось слишком много усилий, которые, как правило, не оправдывались будущими доходами. Фактически сложилась ситуация, в которой в каждом сегменте, ценовой категории, продуктовой нише был явно выраженный лидер. Которого, как правило, можно было смело назвать монополистом. А остальные шли в его фарватере. Какая уж тут конкуренция? Так, видимое разнообразие.
И хотя на полках стояло немало импорта, но на деле компаний было реально представлено не так уж и много. А мир-то намного разнообразнее, чем кажется. У каждого товара в мире существуют сотни, если не тысячи, производителей. И если бы не метаморфозы прошлого года, то мы их могли никогда и не увидеть. Поле для маневра, которое оставляли транснациональные игроки, было слишком узким, чтобы вкладываться в продвижение своих товаров. И вдруг образовалась шикарная ниша!..
Быстро на эту неожиданность не все смогли среагировать. К тому же поставки на другой рынок совершить здесь и сейчас не получается. Надо и перспективы оценить, и логистику выстроить, и сертификаты необходимые в некоторых случаях получить и оформить. На это требуется определенное время. И оно прошло. Поэтому конкуренция только начинается.
Собственно говоря, это касается не только потребительской, но и многой другой продукции, в том числе и сложнотехнической, которую вроде бы поставлять в наш регион категорически запрещено. Даже оборудование для производства микроэлектроники, например. Чем интересен западный мир — парадоксами взаимоотношений бизнеса и коммерции. Они противоречивы, переплетены множеством видимых и невидимых связей. Но какими бы хитросплетениями ни отличалось это сотрудничество, в конечном итоге ключевым фактором становится норма прибыли. С этой точки зрения наш рынок вполне маржинальный. И хотя между Россией и Западом назревает холодная война, экономические отношения не прекратились. И не прекратятся. Да, закроются дилерские центры и представительства иностранных компаний, видоизменятся логистические цепочки, но поставки продолжатся. Таковы законы бизнеса.
Конечно, некоторые вспомнят дефицит импорта в советский период. Но дело-то было не в иностранных производителях. Они как раз с удовольствием бы осваивали советский рынок. Другой вопрос, что им наши власти воли не давали, ориентировались на развитие собственных производств и технологий. Когда Горбачев открыл границы для иностранных товаров, а Гайдар распахнул их настежь, все ниши мгновенно были освоены. Да, не будет сегодня прямых поставок, станки и оборудование «поедут» обходными путями, через третьи, нейтральные страны — благо две трети мира держат нейтралитет. Так что конкуренция становится где-то более честной. Санкции не дают западным компаниям использовать на полную мощь свою экономическую и маркетинговую силу. Отсекли их от возможности культивировать лобби, теми или иными способами привлекая на свою сторону и бизнес, и управленческие элиты.
Для наших производителей сложившаяся ситуация — и шанс, и вызов одновременно. С одной стороны, есть возможность проявить себя и свои возможности, когда нет столь жесткого давления транснациональных корпораций. С другой — в образовавшиеся ниши будет приходить множество производителей из разных регионов.
volchkov@sb.by