Кто обслуживает наши банковские карточки?

Всё поставлено на карту

Едва ли осталась у нас семья, где бы банковская карточка не стала привычным предметом обихода. Сегодня в обращении более 12,3 млн карт (прирост за год — примерно 500 тысяч), а в 2012–м на руках у населения карточек было только 9,9 млн. Кто спорит, безналичные платежи очень удобны, а возможность расплатиться «пластиком» есть почти везде. Получение зарплат, стипендий, пенсий, поход в магазин, траты в зарубежном путешествии — все стало легче и комфортнее. Но это для нас процесс крайне прост: мол, расплатился, к примеру, за границей за сувенир карточкой VISA и знай себе, гуляй дальше. А вот для банка — того, которому принадлежит ваша карта, и «принимающей стороны» — тут все только начинается. Чтобы деньги с вашего счета поступили на счет получателя, нужно определить, у какого банка в какой стране следует списать средства. Своеобразными мостиками здесь и становятся процессинговые центры, которые обрабатывают запросы и дают ответ, все ли в порядке с картой, ее номером, сроком действия и достаточно ли вообще у владельца средств оплатить покупку. Причем международные платежи — лишь одно из многочисленных направлений деятельности. Крупнейший у нас Банковский процессинговый центр, услугами которого пользуются 14 банков, выпустивших в общей сложности 9,5 млн карточек, специально для «СБ» приоткрыл завесу над своей работой.



Хотя у некоторых банков, к примеру, Приорбанка или Белвнешэкономбанка, есть свои процессинговые центры, большинство финансовых учреждений страны пользуются в Банковском процессинговом центре полным комплексом услуг. Он обслуживает около 78% от всех выпущенных в Беларуси карточек и почти такую же долю организаций торговли и сервиса, где установлены платежные терминалы, подключенные к аппаратно–программному комплексу центра. Работа здесь не останавливается никогда: обрабатываются операции по банковским платежным картам, подготавливается и предоставляется информация для проведения межбанковских расчетов, подключаются к системам управления банкоматы, инфокиоски и терминалы. Системы обработки данных центра работают круглосуточно 365 дней в году, в сутки здесь обрабатывается до 5,5 млн запросов на проведение операций. Кроме этого, именно тут персонализируют более 10.000 банковских карточек в день — на магнитную полосу и в микропроцессор записывается необходимый набор данных о карте и ее держателе. Работают и с бесконтактными картами, которые не нужно считывать с помощью терминала, достаточно поднести к специальному ридеру — и оплата завершена за пару секунд. Специалисты прогнозируют: с увеличением количества таких терминалов в качестве инструмента платежа все чаще будут использоваться мобильные телефоны, наручные часы и другие устройства, где возможен микропроцессор с бесконтактным интерфейсом.


Фото предоставлено банковским процессинговым центром.

Роль общественной приемной тут играет контакт–центр, или, как его еще называют, служба сервиса клиентов. Только представьте: за месяц один оператор обрабатывает более 10 тысяч звонков! А всего контакт–центр принимает 450 — 490 тысяч звонков ежемесячно. Оборудовано 40 рабочих мест, но если днем в часы наибольшей загруженности работают все операторы, то ночью, когда звонков не так много, справляются несколько. Работники контакт–центра по звонку пользователя могут заблокировать карточку, если она потерялась, или, наоборот, разблокировать, например, после трижды неправильно введенного ПИН–кода. Здесь подскажут и остаток по счету, уточнят, успешно ли была проведена какая–либо операция с картой, если вы не уверены в этом. Помимо прочего, служба сервиса клиентов предоставляет услуги торговой сети: организации торговли и сервиса могут узнать о продаже оборудования, оставить заявку на ремонт терминала и тому подобное. Но информационной поддержкой дело не ограничивается, важное направление деятельности — расширение сети приема карточек. Центр обеспечивает в стране развитие инфраструктуры: поставляет банкам и другим предприятиям терминалы и банкоматы. И у предприятий торговли и сервиса, включая ИП, есть возможность выбрать оптимальную схему получения и обслуживания оборудования с учетом своих возможностей и планов. Есть и специальные предложения для малого бизнеса: относительно недорогие мобильные терминалы, так называемые M–POS, которые работают при подключении к смартфону и интернету. Кстати, у Банковского процессингового центра уже 19 региональных представительств в областных центрах и других крупных городах страны...



А еще здесь противостоят всякого рода попыткам несанкционированного использования банковских карточек.

— Это совместный наш с банками труд, — рассказывает заместитель генерального директора Банковского процессингового центра Елена Одиноченко. — Основная задача — обеспечить круглосуточный мониторинг операций и выявление мошенничества. В центре ежедневно работает группа риск–аналитиков, которые при помощи специализированного программного обеспечения обнаруживают подозрительные операции. Как это работает? Простой пример: по карточке операция совершается в Беларуси, а через час — в Сингапуре. И это происходит не через интернет, а в обычном магазине или банкомате. Очевидно, что добраться из Беларуси в Сингапур за столь короткое время невозможно, значит, здесь поработал мошенник. В этой ситуации мы блокируем карточку клиента и сообщаем в банк. Или, например, при анализе мошеннических операций может выясниться, что в какой–либо стране в больших объемах воруют данные владельцев карточек. Тогда ей присваивается статус страны с высоким уровнем риска. И если за пределами Беларуси совершаются операции на большие суммы по карте, которая была замечена в стране с таким статусом, то подобные операции относятся к категории подозрительных. Стоит нашим системам обнаружить такие случаи, как карточка блокируется, а мы незамедлительно информируем банк о необходимости проведения разбирательства...

Цифры «СБ»

На 1 июля 42,7% эмитированных в стране банковских карт — это карточки БЕЛКАРТ, 43,8% — VISA, 13,5 % — Mаstercard. А совсем скоро завершится проект по подготовке новых для Беларуси карт — American Express. Благодаря этому мы получим доступ к дополнительным услугам. Что интересно, если в 2009 году только 41% операций по картам был безналичным, то сегодня — 75% от общего количества.

Совет «СБ»

Самый простой и эффективный для держателя карточки способ самостоятельно контролировать остаток на счете и все операции по ней — подключить услугу СМС–оповещения. Уже через несколько секунд после прохождения операции вы получаете сообщение, которое поможет сразу определить, что кто–то незаконно использует вашу карту, и тотчас ее заблокировать.

osokina.sb@mail.ru

Советская Белоруссия № 165 (24795). Суббота, 29 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter