Как в Беларуси отметят Международный день театра

Всё могут короли

27 марта, в Международный день театра, Белорусский союз театральных деятелей в Доме дружбы вручит награды «Хрустальная Павлинка» лучшим в профессии. А на сцене Могилевского областного драматического театра завершит свою работу молодежный театральный форум «М.@rt.контакт-2019». Вечером на десерт — на сцене могилевского театра спектакль «Каштанка» Псковского академического театра драмы имени А.С.Пушкина в постановке известной актрисы Юлии Пересильд. 

Это дебют Юлии в режиссуре, в хрестоматийном тексте Чехова она рассмотрела злободневные проблемы. Чеховская собачка тут предстанет сначала пацанкой, а потом настоящей рок-звездой. В спектакле будут звучать песни, написанные псковскими артистами. Постановку Пересильд доверил худрук псковской труппы, известный режиссер Дмитрий Месхиев. 

Лучше всего зритель принимал спектакль «Голый король».

Что сказать про сам «М.@rt.контакт-2019»? 

Работа проделана большая, и даже те спектакли, эстетические огрехи в которых кому-то были очевидны, публика воспринимала довольно благодушно. Сразу два «Вишневых сада» из польского Забже и Санкт-Петербурга и целых три спектакля по Чехову. Много шороху навел «Голый король» Государственного Даугавпилсского театра в постановке режиссера Олега Шапошникова. Его показали на новой для форума площадке — Областном центре творчества. Ни на одной постановке не видели мы такого приема. Жанр обозначен как эпатажные сюжеты из жизни одного государства, но эпатажа ради эпатажа здесь нет. Наоборот, присутствует четкая режиссерская концепция, в которой ни одного лишнего элемента. В литературной основе — тексты Вильгельма Гауфа и Евгения Шварца. Короля играет сам режиссер спектакля Олег Шапошников. Незримо присутствуют тени культового «Голого короля» театра «Современник», а также фигуры Романа Виктюка, Тима Бертона и Роберта Уилсона. Костюмы, свет, музыка, актерское исполнение даугавпилсского спектакля заслуживают самых теплых слов. Вся постановка пронизана иронией и сарказмом. 

Спектакль «Голый король».

— Это спектакль не столько о природе власти, содержание которой на протяжении столетий не меняется, — поясняет режиссер Олег Шапошников свой замысел, — сколько о массовом сознании людей. Что же происходит с ним и его архетипами сегодня? Это очень важный и насущный вопрос для меня. 

Вообще показалось, что главная дилемма, которую решают молодые да и зрелые режиссеры, как соблюсти лицо перед коллегами по цеху и при этом собрать кассу, заработать. Предложить оригинальное прочтение, но и не отпугнуть зрителя. Создать зрелище, открытое для различных трактовок, но пронизанное понятным и демократическим духом театра, где все равны и условностей нет.

Стойкое ощущение, что в этом году обнаженных тел в спектаклях форума было больше, чем обычно. Главный режиссер Могилевского областного театра кукол Игорь Казаков представил на «М.@rt.контакте-2019» премьеру — «Кандид, или Оптимизм» по повести Вольтера. Тут уж сам бог велел прибегнуть к обнаженным телесам, чтобы воссоздать дух просвещенного французского либертарианства. 

Польский «Вишневый сад» из города Забже снова напомнил, насколько универсален язык Чехова. С одной стороны, все происходит в наши дни, с другой — застыло в безвременье. Повсюду разбросаны ящики, обстановка неуютна. Раневская бродит в черных очках. Ее дочь Аня — в наушниках. На видеопроекции плавает обнаженный младенец как напоминание об утонувшем в реке сыне Раневской Грише. (Хотя тому по тексту было на момент гибели семь лет.) Все сухо, по-польски сдержанно, а пробивает на размышления. Из аскетичной обстановки складывается многослойный образ спектакля. В финале Фирс совершает акт самосожжения, и вся усадьба объята пламенем. «Цо занадто, то нездраво» — словно бы говорят нам поляки. 

Спектакль «Три сестры».

Раневская в «Вишневом саде» питерского «Небольшого драматического театра» Льва Эренбурга в любой непонятной ситуации заворачивается в ковер. Ее брата, пожившего Гаева, играет молодой актер без грима (понимай как хочешь, таким мальчишкой он остался в воображении слуги Фирса?). Лопахин — мачо с обложки журнала, все дамы по нему вздыхают. Фирс страдает провалами в памяти, чтобы не ранить старика, все ему подыгрывают. Изобретательные детали, мелкие подробности появляются на каждом шагу и уводят куда-то в сторону от содержания. Петя Трофимов решен режиссером как совершенно отталкивающий тип, настоящий «облезлый барин». 

Мастер-класс 

Мятежный Эренбург, режиссер спектакля, художественный руководитель «Небольшого драматического театра» на мастер-классе с могилевской театральной молодежью признался, что сам театр не любит: «Театр как институт — это место для сплетен, интриг, понта... Плохо, когда актера можно узнать по повадкам на улице, значит, это плохой артист. Хороший выглядит в жизни так, как будто он столяр-краснодеревщик». Лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит» с удовольствием рассказал о своей творческой кухне: 

— Должен ли быть современный режиссер тираном, чтобы добиться результата?
— задался вопросом Эренбург. — Мне кажется, нет. Мне, по крайней мере, не приходилось. Так было во время работы в Московском художественном театре у Табакова. Кто хочет работать — с тем работаем, кто не хочет — с теми я расстаюсь. Сегодня директора часто говорят режиссерам: «Мне нужен спектакль за три месяца». Если бы нечего было есть, я бы поставил, но пока избегаю этого. Невозможно за три месяца поставить хороший спектакль.

Мэтр также предостерег молодых могилевских актеров от чрезмерного увлечения актерской теорией:

— Двухтомник Михаила Чехова о внутренней кухне актера — тоже, с моей точки зрения, бесполезная история, потому что у каждого артиста своя кухня и своя система. Надо тренировать внимание, воображение, память ощущений... Наблюдать за жизнью и людьми. 

В этом году на «М.@rt.контакте-2019» были продемонстрированы, пожалуй, все существующие театральные системы, образующие единую театральную вселенную, осмысливать которую будем до следующих встреч на фестивале. 



ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Художественный руководитель театра имени Янки Купалы Николай Пинигин первым взял слово: 

— Вечер пройдет в штатном режиме и рабочей обстановке. В 19.00 покажем «Чайку» Антона Чехова. Но не потому, что это спектакль про театр. У нас в Купаловском День театра — каждый день. В этом году мы сознательно отказались от традиционного формата капустника — это пожелание сотрудников. Поэтому просто приглашаем зрителей на творческую встречу с Геннадием Овсянниковым — человеком, который представляет собой целую театральную эпоху. Встреча пройдет на Камерной сцене. 


Полон премьерных планов и Большой театр оперы и балета. Первый замдиректора Владимир Рылатко перечисляет: 

— Впервые за многие годы готовим оперетту — «Летучую мышь» Иоганна Штрауса. И это нормально: к этому жанру все чаще обращаются и российский Большой, и Мариинский театры. Кроме того, этот год пройдет у нас под звездой Станислава Монюшко. Так, например, 16 мая в театре дадут посвященный ему концерт. 


А вот драмтеатр имени Горького обороты пока поубавит: с мая здание театра закрывают на ремонт. Однако без работы артисты не останутся, успокаивает зрителей худрук Сергей Ковальчик

— Пока будем работать на площадке Дворца культуры профсоюзов, затем возьмем паузу и в ноябре, надеюсь, уже выйдем на родную, но уже отремонтированную и модернизированную площадку. Из ближайших планов — юбилей режиссера Валентины Ереньковой, которая 26 апреля представит зрителям спектакль «Девичник».    


pepel@sb.by 

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter