![](/upload/iblock/28c/8nmrrbyznvx8649gxr36wnfcnww2x0by.jpg)
— Это и коридор «Север — Юг» в сторону Астрахани через Каспийское море, это и порты Санкт-Петербурга, порты Черного и Азовского морей. Кроме всего прочего, мы перевозим грузы сухопутным маршрутом в сторону Китая. По итогам первого полугодия у нас сложились объемы перевалки грузов около 6 миллионов тонн через порты и примерно 1,5 миллиона тонн сухопутным маршрутом на Китай, — сообщил Алексей Ляхнович.
По его словам, больше всего задействованы порт Санкт-Петербурга и другие порты на Балтийском море:
— Они превалируют по объемам и имеют преимущество по тарифам, потому что, во-первых, расстояние по железной дороге очень короткое, во-вторых, по отдельным видам грузов мы получили скидку на Балтику. Поэтому, конечно, Балтика сегодня вне конкуренции.
Он отметил, что сейчас прорабатывается вопрос по взаимодействию с портами Мурманска:
— Там логистика с учетом расстояния дороже, поэтому Президентом поставлена задача посмотреть на железнодорожный тариф. Мы сейчас с российскими коллегами будем этот вопрос отрабатывать. Если нас все устроит, логистика будет приемлемой, то станем использовать и порты Мурманска.
Что касается тарифов на перевалку белорусских экспортных грузов через Россию, то тарифы на перемещение по железной дороге занимают большую часть в этой логистике — около 60 процентов.
![](/upload/iblock/e45/5zcz2ftrlfueg8kq1ru9aq4u9swa5ko4.jpg)
— Потому железнодорожный тариф — это основное. Но влияет и стоимость перевалки в порту. Понятно, что мы везем туда, где дешевле. У нас есть совместная комиссия с Российской Федерацией, на которой мы рассматриваем вопросы, касающиеся железнодорожных тарифов. В этом году мы получили скидки от 10 до 40 процентов в зависимости от направления. В том числе получили скидку по отдельным видам грузов на большой порт Санкт-Петербурга и самую большую скидку на порты Астрахани и сухопутный маршрут «Север — Юг» в сторону Каспийского моря, — поделился Алексей Алексеевич.
Помимо России и Китая, среди основных направлений для экспорта отечественных товаров — страны Латинской Америки и Африки, Индия.
— Практически по всем направлениям, где наши дружественные страны, мы перевалку осуществляем, — добавил он.
Первый замминистра транспорта затронул и тему строительства собственного портового терминала:
— Основополагающее — чтобы он быстро окупился. Если мы будем видеть, что стоимость перевалки нас устраивает через какой-то терминал и через определенный регион, плюс проект быстро окупаемый, в течение 5–7 лет, то, конечно, игра стоит свеч.
Поставлена задача, чтобы контейнерные поезда, которые везут наши экспортные грузы, в обратном направлении тоже ехали заполненными.
— Если брать, допустим, китайское направление, то из Китая действительно поезда в обратном направлении идут загруженными, здесь логистика выстроена. Что касается новых направлений перевозок в регионы России, если они закупают массово у нас какой-то груз, мы в свою очередь покупаем российский и перевозим его в Беларусь в тех же контейнерах, — рассказал Алексей Ляхнович.
Он также акцентировал, что все грузы, которые предъявляет владелец к перевозке и перевалке, удается переправить.