«Всё будет по закону». Подробности встреч Президента с Генеральным прокурором и Председателем Верховного Суда

Результаты реформы судебной системы, расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа и создание комиссии для работы с желающими вернуться на родину. Правоохранительная тематика была в центре внимания во Дворце Независимости

Глава государства принял с докладами Председателя Верховного Суда Валентина Сукало и Генерального прокурора Андрея Шведа. Кроме текущих вопросов повестки дня, обсуждали и ранее поднятую тему возвращения беглых на родину. Президент подписал указ о создании специальной комиссии, которая будет рассматривать обращения граждан и принимать решения по каждому конкретному случаю. Речь идет о тех, кто на волне событий 2020 года по разным причинам уехал из Беларуси и теперь хотел бы вернуться, но опасается возможных последствий. Власть делает им шаг навстречу, но при этом Александр Лукашенко предупредил, что насильно тащить сюда никого не надо:
— Все будет по закону. Но главное, не тащите их сюда силой. Вы правильно предложили: заявление в комиссию (хотите — по интернету передавайте, хотите — в конверте пересылайте) — мы рассмотрим любое ваше заявление… Это наша добрая воля, мы ее продемонстрировали… Этот вопрос как-то надо снимать в обществе. Нужна развязка.
Во время встречи с Генеральным прокурором Андреем Шведом.

«Поговорим откровенно о задачах и недостатках». Президент анонсировал большое совещание с силовиками

Практика докладов Президенту руководителей правоохранительных структур и силового блока страны сложилась давно и доказала свою эффективность. Однако с учетом прошедшего года Глава государства считает необходимым масштабировать обсуждаемые вопросы. И сразу же дает поручение Генеральному прокурору Андрею Шведу совместно с Главой Администрации Президента подготовить большое совещание с силовиками:

— Наверное, под верховенством прокуратуры давайте соберем весь силовой блок по итогам прошлого года. И поговорим откровенно о задачах и недостатках. Самое главное — недостатки всего силового блока. В том числе и армии.

Глава государства не изменяет своим убеждениям. Достижения — это хорошо. Но акцент надо делать именно на проблемных вопросах, чтобы в конечном счете все было еще лучше, считает Александр Лукашенко:

— Это наш недостаток, что мы вот в таком составе не говорим о проблемах армии, прокуратуры, следственных органов, МВД, КГБ в целом, собрав их вместе. Все-таки это люди, которые выполняют похожие, схожие задачи, очень важны контакты. И они должны видеть, чем живет… Допустим, Следственный комитет должен видеть, чем живет армия. Прокуратура-то понятно: вы тут постоянно в контакте. Надо будет нам обсудить. И там послушаем достижения наши и недостатки.

Что касается позитивных моментов, то Президент похвалил Генпрокуратуру за системную и результативную работу по расследованию уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны:
— Кроме вас, прокуратуры, никто не занимается. Вижу, что вы активно это делаете. Молодцы, это очень нужно. Это останется в истории навсегда.

Что сказал Президент о составе комиссии по возвращению беглых

Говорили, конечно же, и о криминогенной ситуации в стране, и о той работе, которая предстоит по возвращению на родину так называемых беглых граждан. Указ о создании соответствующей комиссии, которая будет рассматривать такие обращения, подписан, сообщил Александр Лукашенко:

— Я посмотрел и состав (комиссии. — Прим. ред.), и прочее. Если мы что-то тут в указе не предусмотрели, достаточно власти у Генерального прокурора для того, чтобы задействовать весь государственный аппарат, госслужащих для того, чтобы решить эту проблему с теми беглыми. И надо смотреть не только беглых. Кто-то из-под плинтуса вылезет — они же понимают, что мы их все равно найдем. Кто-то обратится в комиссию. Вы в комиссии уже разберетесь.

Президент поддержал решение включить в состав комиссии в том числе и тех людей, которые оказались среди пострадавших в результате совершенных правонарушений:
— Тогда общество будет понимать, что решения принимают не Лукашенко, Швед и прочие — люди, облеченные властью (естественно, что мы это должны организовать и быть главными действующими лицами), но и те, которые видели, что происходило, и терпели, и против них совершались какие-то акты насилия, правонарушения.

Сидят на безденежье и боятся. Что сейчас происходит в штабах беглых

Второй момент, на который Глава государства обратил внимание, — обстановка в штабах беглых. В частности, Александр Лукашенко прокомментировал поднявшийся в СМИ шум:
— Особенно в штабах, тихушки-лахушки эти в Литве, Польше взбесились. Я хочу вам еще раз сказать, и люди чтобы понимали: сейчас они на безденежье сидят, Запад будет финансировать только конкретные мероприятия. Желательно такого радикального плана, и даже уже не уровня 2020 года. Свержение, убийства Президента, должностных лиц. 
И ты (Генпрокурор Андрей Швед. — Прим. ред.) там не в последних строчках (это не для того, чтобы тебя напугать, ты сам это знаешь). То есть всех, кто поперек горла встал, — всех убрать. Это будет финансировать Запад.

При этом, добавил белорусский лидер, штабам, естественно, задают вопросы, кто они такие и кто за ними стоит. И ответы звучат примерно такие:

— Вот они кричат, что «миллион из Беларуси сбежали, вот они в Польше, Литве и Украине, как гиены, стоят по периметру и щелкают зубами». Никаких там миллионов нет. Кто-то называет две тысячи, кто — до четырех тысяч. Неважно сколько. Но они этим подтверждают свою решимость и возможность тут что-то совершить, вплоть до серьезных терактов. И если Запад видит, что за ними кто-то стоит (хоть небольшая группа людей), столько и денег дадут на существование.

Именно поэтому, подчеркивает Александр Лукашенко, тихушки-лахушки и боятся, что «часть этих людей — а не дай бог, большинство — уедет в Беларусь» и обратится в созданную комиссию:
— Тогда и денег нет. Потому что за ними никто не стоит, за этими офисами. Сейчас им выделяют скудные деньги, и все эти деньги не доходят до этих не то двух, не то четырех тысяч человек. А не дай бог, миллион, как они говорят. Это все оседает у этих начальников в штабах, они эти деньги делят. А кушать-то хочется. И вот они там сидят. Ну что им остается делать?

Добрая воля и выбор каждого. Что предлагает государство

Сегодня сбежавшим из страны украинские военные предлагают идти на фронт и воевать против России. При этом в самих офисах активно кричали про созданный «полк Калиновского». Президент прокомментировал эту структуру и планы беглых:

— Там порядка ста человек в этом так называемом полку. Вот они бегают там, некоторые великие полковники и подполковники, кричат, что «мы создаем народно-освободительную армию». Но в этой армии всего сотня человек, и то воюют под Бахмутом, Артемовском. И погибает немало людей. Еще раз повторяю: кушать хочется, но есть и озверевшие — те, которые готовы бороться там против России и здесь прийти до конца бороться против белорусского народа. Ну, это их выбор.

Глава государства пояснил, обращаясь к Генпрокурору, почему уделяет этому моменту внимание:
— Мы никого, Андрей Иванович, сюда не должны тянуть. А так там уже пошла волна: «вот Лукашэнка хоча iх сюда зацягнуць i пасадзiць». Вот прочитают указ и будут видеть, как будет работать комиссия.  
Мы никого не собираемся априори сажать. Но если заслужил эту посадку — так он, наверное, и в комиссию не пойдет. Пойдет — рассмотрим. Все будет по закону. Но главное, не тащите их сюда силой.



Александр Лукашенко поддержал предложение Генпрокуратуры подавать заявление в комиссию в любом виде (электронном либо по почте), каждое из них будет рассмотрено:
— Но силой сюда тащить, чтобы посадить, как они говорят, или вообще чтобы поговорить с кем-то, мы не собираемся. Это наша добрая воля, мы ее продемонстрировали. Пожалуйста, обращайтесь, будем рассматривать ваши заявления. Не хотите — сидите там. Хотите — воюйте, хотите — метите улицу. 
Не все ж могут воевать даже, не всех же возьмут на фронт. Метите улицу, мойте посуду. Кто более подготовлен — будут патроны подавать в Польше или Литве. Это их выбор. Мы никого не заставляем и не настаиваем в этом плане.

Именно такой принцип должен лежать в работе комиссии, акцентировал внимание Глава государства. Он также попросил держать его в курсе дела и при необходимости подключать к решению определенных вопросов, тем более что к некоторым может быть применен институт помилования Президента.

— Вот этот комплексный вопрос, который сейчас надо закрутить. Совместно с большой работой по геноциду. Прокуратуру сверху донизу придется, конечно, догрузить, и загрузиться этими вопросами: рассмотрения жалоб и заявлений наших беглых и здесь совершивших правонарушения. Этот вопрос как-то надо снимать в обществе. Нужна развязка, — подытожил Александр Лукашенко. 

Правосудие стало более оперативным и современным

Встречу с Председателем Верховного Суда Валентином Сукало Александр Лукашенко начал с упоминания о том, что в этом году мы будем отмечать 100‑летие нашего Верховного Суда. Но юбилей еще впереди, а пока — целый комплекс вопросов, который предстоит рассмотреть. Президент, в частности, интересовался развитием судебнойсистемы, в том числе с учетом произошедших конституционных изменений, а также процессом создания Апелляционного экономического суда:


— Мы когда-то с вами замахнулись на очередную реформу судебной системы. Исходя из вашего опыта, какие у нас в связи с этим результаты? Подходим к Всебелорусскому народному собранию. Суды выведены наверх, под ВНС. Поэтому независимость судебной системы, таким образом, усиливается… Мы здесь не ошиблись? И по Конституционному Суду, и по Верховному Суду. В связи с тем что мы его делаем более независимым, поднимаем туда наверх к Всебелорусскому народному собранию.

Валентин Сукало заверил, что судебная система в целом отвечает всем предъявляемым к ней конституционным требованиям, спокойно реагирует на все вызовы и угрозы, осваивает те объемы правосудия, которые сегодня у нее есть. Вместе с тем она не стоит на месте и продолжает совершенствоваться. Завершен третий этап судебно-правовой реформы, и уже можно подвести определенные итоги. Валентин Сукало дал такую оценку:

— В первую очередь, конечно, улучшилась организация работы судов. Это бесспорно.  
Когда мы ввели аудиозапись судебных заседаний (а сейчас будем вести и видеозапись), судебные процессы стали совершенно другими: менее конфликтными, более строгими. Они более точно соответствуют закону. 
Участники процесса себя сдерживают. Практически не стало жалоб на поведение судей, на нарушение правил судебного процесса. Это сделало правосудие и публичным, и в то же время более примирительным.

Цифровизация судебной системы позволяет контролировать из Минска организацию работы каждого районного суда.


— Наша система АИС позволяет отслеживать прохождение каждого дела в каждом из 142 районных судов. И мы сразу видим эффективность работы каждого суда за какой-то период, даже за один день. Мы практически на 40 процентов сократили число отложений, перерывов, переноса судебных заседаний. То есть правосудие стало более экономичным, оперативным, современным, — заявил Председатель Верховного Суда.

Александр Лукашенко не преминул узнать мнение Валентина Сукало и о предстоящей работе с обращениями граждан, желающих вернуться на родину:

— Мы только что говорили с Андреем Ивановичем Шведом, развернули работу по преступлениям беглых. Тем не менее по закону мы принимаем в судах много решений по наказанию совершивших преступления подобного образа. По людям, которые находятся здесь. Как это стыкуется, нет ли здесь противоречий каких-то? Ваше мнение по поводу «отдушины» для этих беглых, которые все-таки незначительные совершили правонарушения. Кто-то с испугу сбежал. Ваша оценка по тому, что мы создали комиссию, чтобы некоторых, так сказать, реабилитировать и они смогли вернуться на родину.

Валентин Сукало изложил свою точку зрения сначала Главе государства, а потом и журналистам:

— Я не скрою, что сейчас несколько возросло поступление уголовных дел экстремистской направленности. Мы, суды, в первую очередь заинтересованы, чтобы таких дел было все-таки меньше.  


Если какая-то часть из них не будет доходить до суда, а прекратится на досудебной стадии, думаю, это можно только приветствовать. Конечно, если эти люди раскаялись в содеянном и возместили ущерб.

Открытое голосование и индивидуальный подход: как уехавшие белорусы смогут вернуться на родину

По итогам доклада Президенту Генеральный прокурор Андрей Швед рассказал журналистам подробности того, как будет работать механизм возвращения в Беларусь, прописанный в указе о создании комиссии для работы с желающими вернуться на родину.

Кто войдет в состав комиссии?

— Комиссия на две трети состоит из представителей общественности — тех граждан, которые известны нашим людям, которые пользуются авторитетом и могут сказать свое слово. В комиссии будет около 30 человек.

Как часто будет собираться комиссия?

— Как только будут готовы материалы заседания комиссии (запросы, справки, сведения с информационных ресурсов, от органов, ведущих уголовный или административный процесс), будет произведен анализ этих материалов и подготовлены предложения и справочные материалы для каждого члена комиссии. По мере необходимости члены комиссии собрались, изучили материалы, открыто проголосовали и подготовили ответ.

О каком периоде правонарушений идет речь?

— Охватывается период возможных или совершенных правонарушений с 1 января 2020 года по 31 декабря 2023 года.

Как можно обратиться в комиссию?

— Граждане могут обратиться в комиссию в письменном или электронном виде. В указе определены требования, которые предъявляются к заявлению, и перечень документов, которые необходимо предъявить.

Как будет приниматься решение?

— Предусмотрено открытое, свободное голосование членов комиссии по каждому вопросу.

В какой срок после принятия решения можно будет въехать в страну?

— Чтобы предупредить разного рода провокации, в указе отдельно определена норма, связанная с тем, что лица, в отношении которых принято решение, могут в течение трех месяцев его реализовать. Прошло три месяца — дальше, пожалуйста, обращайтесь в общем порядке.

А не возникнет ли проблем на границе или уже в Беларуси?

— Предусмотрены возможности реализации всех правовых норм, которые направлены на освобождение лица от ответственности либо изменение меры пресечения. И самое главное, после получения на руки документа о том, что к конкретному лицу нет претензий или изменена мера пресечения, принято какое-то иное решение, которое позволяет ему спокойно въехать в Республику Беларусь, определена гарантия.

То есть в случае возникновения каких-либо претензий со стороны государственных правоохранительных органов меры процессуального принуждения или какое-то правовое решение могут приниматься только с согласия Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности. Это закреплено в указе.


А если грозит уголовное дело, простят всех или подход будет индивидуальным?

— В указе определены виды решений комиссии. Если мы приходим к пониманию, что человек ошибся, поддался эмоциям, влиянию… Ведь мы хорошо помним, какая была информационная прокачка, какое было колоссальное давление. Кто-то поддался, а сейчас искренне раскаивается. Мы рекомендуем правоохранительным органам принять процессуальное решение, например, о прекращении уголовного преследования. И об этом пишем человеку: «В отношении вас имелось уголовное судопроизводство, принято такое-то решение такого-то числа». Все, вы вправе спокойно въехать, никаких претензий нет (если что-то вы не скрыли). Согласитесь, если человек совершил еще какое-то преступление и скрывает его — закон для всех один.

Как долго будет приниматься решение после поступления заявления?

— Максимум заявление будет рассматриваться до двух месяцев, в исключительных случаях по решению председателя комиссии до трех месяцев. Тут очень важно спешить медленно и не допустить ошибки, внимательно разобраться.

Принципиальный момент, на который обращает внимание Генпрокурор:

— Мы никого не заставляем. Это добрая воля, жест нашего государства. Та информация, которая появляется за рубежом (запугивание людей), связана лишь с тем, что наши граждане (для штабов беглой оппозиции. — Прим. ред.) — это лишь способ зарабатывания денег. Понятно и очевидно: каждый должен думать о себе, своих родных, близких, детях. Думайте, взвешивайте, читайте! Все открыто и понятно. Искренность и понимание того, что абсолютно прозрачные и понятные процедуры, которые как жест доброй воли позволяют принять разумное решение. Но мы никого не заставляем.

konon@sb.by

konoga@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter