На рынках ЕС украинских производителей не ждут: здесь свой мед слаще, бекон вкуснее, а яйца крупнее

Вся соль зоны «свободной торговли»

ЗНАЯ, где упадешь, подослал бы соломку. Эта расхожая фраза как никогда актуальна сейчас для соседней Украины. С 1 января страна вступила в зону свободной торговли с Евросоюзом и утратила возможность поставлять свои продукты в Россию. Но не прошло и месяца, как выяснилось, что на рынках ЕС украинских производителей тоже не ждут, и практически ничего они продать не могут. Здесь свой мед слаще, бекон вкуснее, а яйца крупнее. Поэтому — ешьте сами, конкуренты Европе не нужны, у нее самой переизбыток сельхозпродукции.


Вот и вся соль, а далеко не сахар зоны свободной торговли, о которой якобы условились Брюссель и Киев. Как выяснилось, дорога на европейский рынок — сплошные крутые повороты с сюрпризами. Да, в документах все чинно и благородно. И те, и другие рукоплескали, когда подписями скрепили торговый союз. Он сулил блага обеим сторонам. Но то — на бумаге, а на деле украинские товары и продукты обложили со всех сторон массой европейских правил и стандартов, что хоть вновь к матушке России за помощью обращайся!

По итогам прошлого года Россия имела почти 17 процентов во внешнеторговом обороте Украины. И сейчас тоже, несмотря на уже действующие торговые ограничения, она остается крупнейшим торговым партнером страны. Кстати, Беларусь на шестом месте с долей в 4,3 процента. Некоторые сферы агропромышленного комплекса Украины почти полностью завязаны на российский рынок. Например, сектор молочной продукции, кондитерские изделия, алкоголь.

А вот для России украинский потребитель потерял свой солидный ранее вес. Во внешнеторговом обороте на него приходится только 2,7 процента, 12-е место по значимости. А как иначе, если своих бед выше крыши. Переработчикам не хватает оборотных средств и сырья. Брать его негде, за прошедший год почти на шесть процентов уменьшилось дойное стадо, в основном в частном секторе. Крестьяне избавляются от скотины, держать ее стало невыгодно и накладно. Закупочные цены упали, а корма подорожали на 15 процентов. Молока разливают сейчас в пять раз меньше, чем при СССР, выпуск кефира ежегодно уменьшается на 7—10 процентов. В 2015 году производство кисломолочных продуктов сократилось до минимума за последнее десятилетие. А здесь еще правительство «подсуетилось»: в Налоговый кодекс внесен пункт об отмене льгот по уплате аграриями НДС. Взамен государство предлагает лишь мизерные компенсации. Вот уж действительно паны дерутся, а у холопов чубы трещат. На поле политических интересов крестьянин вновь остался на обочине.

Мои украинские друзья признаются: хорошо, что Беларусь отказалась вводить аналогичные российским торговые ограничения. Для ряда перерабатывающих предприятий и фермеров белорусский вектор может стать единственным средством для выживания. К тому же открывается и дорога в Казахстан. Транзит украинских товаров в эту страну Россия разрешает теперь только через Беларусь. Их можно провозить на автомобилях и по железной дороге. На въезде на территорию РФ контейнеры оснащаются специальными средствами идентификации — груз можно отслеживать через спутники, а водители автомашин получают специальные учетные талоны.

Сейчас действуют два специальных пропускных пункта на белорусско-российской границе и три — на российско-казахской. Пока лишь отдельные компании пробуют отгружать продукцию по предложенной Россией схеме, ее эффективность еще неизвестна. Но ясно одно — транспортные издержки заметно вырастут.

В такой ситуации премьер-министр господин Яценюк предложил доставлять  грузы в Казахстан по так называемому «новому шелковому пути» — через Черное море, Грузию, Азербайджан. Такая идея экспортеров-молочников явно не устраивает: логистика товара получается в два раза дороже, чем через Россию, и занимает месяц. Тем более фактор срока годности никто не отменял.

Тем временем украинские агропроизводители уже выбрали годовые квоты на беспошлинный экспорт в ЕС самых ходовых товаров. Среди них кукуруза, подсолнечник, куриное мясо. К примеру, его разрешено поставить всего 16 тысяч тонн. На все, что свыше этой квоты, — пошлина больше тысячи евро за тонну. А ведь производят курятины в Украине 1,2 миллиона тонн. Куда ее девать, непонятно. Аграрии уже сейчас начали подсчитывать убытки. Даже лояльно относящиеся к власти крупные бизнесмены из сферы АПК «становятся на дыбы».

Только все равно это ничего не изменит — отменить соглашения нет никакой возможности. Зато поддержали Украину европейские чиновники. Они выступили с рядом одобрительных, но не слишком конкретных заявлений, пообещав, что ЕС в этом году усилит помощь Украине по улучшению бизнес-климата и диверсификации рынков сбыта. Верится с трудом, зато понятно, что пословица «семь раз отмерь, один раз отрежь» придумана не зря.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter