Фестиваль "Классика у Ратуши" открылся в Минске

Вся классика июля

Из грузовичка аккуратно выгружают инструменты, микрофонные стойки вырастают, как саженцы в питомнике, организаторы в спешке пересчитывают стулья — вам смешно, а когда на небольшой сцене нужно разместить целый оркестр, причем сцена уличная, а время ограничено, то уже не до смеха: все должно делаться четко, быстро и вовремя. В Минске открылся 2–й сезон фестиваля «Классика у Ратуши» — и лишь немногие из 10 тысяч собравшихся слушателей задумываются о том, чего стоит организаторам провести даже один бесплатный концерт подобного уровня.


На уличной сцене невозможно играть без подзвучки, так что впереди саундчек — перед концертом нужно отладить оборудование и проверить звук. Каждый выходящий на сцену коллектив должен выстроить его под себя, иначе вместо музыки мы услышим какофонию. Народный артист, маэстро Александр Анисимов не гнушается лично расставить стулья для своего оркестра, вместить больше 70 человек на небольшую уличную сцену — задача не из легких:

— Каждая площадка имеет свою специфику, и у меня большой опыт в этом вопросе. Я всегда стараюсь помочь тем работникам, которые отвечают за положение оркестра на сцене.

Летнюю сцену, возведенную у концертного зала «Верхний город», в этом году пришлось специально расширять именно с учетом присутствия оркестра Белгосфилармонии, прокомментировал арт–директор и продюсер фестиваля «Классика у Ратуши» Александр Чаховский:


— Сцена стационарная, на ней каждую субботу с трех до четырех играет оркестр «Немига», проходят и другие мероприятия, но сегодня она увеличена именно в расчете на симфонический оркестр. Стулья, микрофоны, пюпитры, звуковое оборудование — это все нам обеспечивает Мингорисполком, которому огромное спасибо за помощь и поддержку.

В этом году фестиваль расширился вдвое: вместо четырех субботних концертов для слушателей подготовили целых восемь. Причем открытие прошло в формате 3D, шутят организаторы. Сперва с балкона городской Ратуши квартет трубачей исполнил «Фанфары» Сальери, затем на сцену вышел ансамбль солистов «Партита», а во втором отделении Государственный академический симфонический оркестр под управлением Александра Анисимова выступил своеобразным «дуэтом» с оркестром Вооруженных Сил. И плюс к этому зазвучали колокола: творческие возможности церковной звонницы в контексте классического концерта продемонстрировал ансамбль звонарей Богдана Березкина.


— Ничего не понимаю в этих ваших мажорах и минорах, но звучит классно! — признался юноша по имени Матвей в хипстерских очках. На площадь Свободы он пришел с букетом, чтобы объясниться в любви своей девушке. В обычной жизни Матвей предпочитает клубные дискотеки, но в них, по его мнению, нет той романтики, которая необходима в его теперешней ситуации. А вот классический концерт под открытым небом — совсем другое дело.

— Надо сказать, что сама идея, чтобы летом в нашем городе звучала музыка, просто замечательная, — признался маэстро Анисимов. — Причем, мне кажется, особенно важно, чтобы звучала именно академическая музыка. Не потому, что я приверженец классики и много лет отдал этому служению, а потому, что нам ее не хватает — и в концертных залах, и тем более в формате опен–эйр, на открытом пространстве. Ведь эта форма музицирования и получения публикой удовольствия очень распространена в Европе. Я сам был участником многих концертов в разных городах — в Лондоне, Мадриде, Вене, Берлине, — которые собирали огромное количество людей, с упоением слушающих музыкантов и оркестры высочайшего класса! В Минске для Государственного академического симфонического оркестра это едва ли не первый опыт выхода на большую демократическую аудиторию, и мы надеемся, что и дальше будем востребованы.


Что ж, надо признать, оркестр на площади звучит, пожалуй, поэффектнее, чем скромные камерные ансамбли. Или дело в опыте и грамотном подборе программы? Когда в уши тебе врывается симфоническая поэма «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, трудно сделать вид, что ничего не происходит. Да и колокола, и пушки в увертюре Чайковского «1812» тоже не остаются незамеченными. Начало фестиваля вышло действительно ударным. Впрочем, дальше — больше. Последующие субботы, вплоть по 13 августа, обещают разнообразные удовольствия, и далеко не все из них — в сугубо классическом формате, говорит Александр Чаховский:

— В следующую субботу, 15 июля, мы представляем особую «импрезу» — музыкальную дуэль между Паваротти и Синатрой. Суть в том, что в некоем городе N импресарио умудрился пригласить в один концерт Лучано и Фрэнка, и прославленные музыканты будто соревнуются, кто кого перепоет. Такой вот музыкальный батл!

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 133 (25015). Среда, 13 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter