Вся дурь от алчности и глупости

Раньше слово «нарколаборатория» журналисты знали в основном по голливудским фильмам...
Раньше слово «нарколаборатория» журналисты знали в основном по голливудским фильмам, потом оно перекочевало в месячные сводки МВД, затем — в недельные, а сейчас чуть не раз в три дня что–то накрывают. И зачастую это не гаражи–ангары–притоны, а обыкновенные квартиры, где живут обыкновенные люди, порой с маленькими детьми, синтезируют и продают убийственный «кайф», не соизмеряя свое желание «жить в удовольствие» с тяжестью грядущего наказания. 5, 7, 8 лет... И вся жизнь под откос. У кого? Корреспонденту «СБ» повезло дважды в течение трех дней присутствовать при захвате нарколабораторий и посмотреть в лицо проблеме. Ужасное и печальное одновременно. Ведь за граммами и килограммами протокольных изъятий наркотиков — сломанные судьбы, умершие от передозировки «торчки», дети наркоманок, у которых в первые же часы жизни развивается абстинентный синдром.

«Колосилась конопля у меня в теплице»



Наивно полагать, будто это беда только больших городов, где кипит ночная жизнь в казино, на дискотеках. Михановичи — маленький поселок с населением около 6 тысяч человек. Здесь все друг о друге знают. Казалось бы... И при этом 24–летний парень три года спокойно выращивал коноплю. Наркодилеры ведут себя предельно осторожно, но рано или поздно на их след выводят сами покупатели. Так было и в этот раз. Сперва в сети попался с марихуаной клиент, он же и привел к продавцу. Застигаем «агронома» врасплох на выходе из дому с дневной выручкой за 30 граммов 300 долларов (еще не самый удачный день!) и карманами, набитыми травой. А с ним 19–летний приятель, решивший так не вовремя войти в «дело», купив 18 аккуратно расфасованных граммов...

— Я тебя предупреждал?! Теперь в тюрьму поедешь! — не находил себе места его отец, глядя на сына в наручниках, и жаловался сотрудникам наркоконтроля, составлявшим протокол изъятия: — Я ж его и бил, и пугал, когда обкуренным застал. А толку?! На работу взял. Так он на «травку» все заработанное тратит!

— Думал уже завязать, — отводит глаза «агроном–любитель».

В итоге «завязывать» пришлось оперативным сотрудникам. Полкило высушенной марихуаны. И еще 18 кустов — минимум на 2 кг. По оценкам экспертов, из такого объема можно изготовить свыше трех тысяч доз.

Однокомнатная квартира давно превратилась в базу для выращивания. В шкафу вместо полок и вешалок — фильтры, лампы, кулера, обогреватель, температурные датчики, светоотражатели, отделанные фольгой стенки, а снаружи вся электроника, регулирующая процесс созревания. В письменном столе — семена разных сортов. Интернет же — кладезь мудрых советов: какой грунт, какие удобрения. Здесь же и семена можно заказать из Голландии, вышлют почтой. Конопля у молодого селекционера росла даже на балконе, в высыпанной прямо на пол земле. Сам в этом году женился и переехал к супруге. А мама уже лет 10 как переселилась с диваном и телевизором на кухню, оградившись от реальности алкоголем. Чем занят сын, ее мало интересовало, она даже попыталась возмутиться, когда с кухонного стола сотрудники наркоконтроля прихватили еще один горшок с коноплей: «Эй, это мой кустик!», а потом удивленно взирала мутным взглядом на то, как выдирали из ведер благоухающий «садик»:

— А что будет? А у него же ребенок через месяц родится...

В шоке и в слезах прибежала молодая супруга. Про пагубную страсть мужа знала, но предпочитала верить, что деньги он зарабатывает отделкой, ремонтом, а это все так, баловство. Сотрудникам милиции обнадежить ее, увы, было нечем. Это даже не единственная плантация ее благоверного. Еще 5 кустов в человеческий рост доходили до кондиции в подвале соседнего дома.

Понятые, местные жители, с удивлением разглядывали и принюхивались: мол, кто бы мог подумать? Раньше эта конопляная масса в магазинах продавалась для птиц, жмых — для рыбалки. У каждого второго была. Кое–кто еще и про медицинские свойства рассказывал. Только вот нынешняя марихуана ни в какое сравнение не идет с той, из 1970–х. Содержание ТГК — тетрагидроканнабинола — в дикорастущей конопле от 5 до 7 процентов. А нынешние умельцы довели долю этого компонента до 70 процентов!

Этот бизнес суперживуч и сверхрентабелен. В прошлом году в коттедже под Минском молодой парень, «ботаник» в очках, целый этаж занял под выращивание конопли. И так к этому вопросу досконально подошел, что у него всякий кустик был подписан, всякому он по часам регулировал день и ночь, следил за влажностью почвы, подкармливал. И каждый приносил по 5 тысяч долларов. Даже родителей–пенсионеров, которые этот коттедж строили полжизни, сын убедил в необходимости своего дела: мол, все ради того, чтобы купить квартиру в Минске. А уж какой ценой — дело десятое. К слову, в этом году уже выявлено 23 помещения, приспособленных для выращивания марихуаны, тогда как за весь прошлый год их было 18...


Невыносимая легкость бытия


Многие наркологи считают понятие «легкие наркотики» мифом, придуманным наркомафиози. Ведь не бывает легкого яда. Легкий наркотик — это первый этап к тяжелым. Все «героинщики», опийные наркоманы начинали именно с курения марихуаны.
— Да, я пять лет курил коноплю, потом перешел на опиаты — друзья дали попробовать, попал в зависимость. Мне 39 лет, из них 13 я болен ВИЧ, потому что стал колоться... — рассказывал хозяин наркопритона на проспекте Пушкина в Минске, которого мы задержали в тот момент, когда он в очередной раз с очередными друзьями варил семена мака.

К нему милиция уже раз шесть наведывалась. Но задержать по факту было нереально. Хозяин — ушлый, опытный наркоман, весь компромат при первом стуке в дверь за пару секунд сливал в канализацию. И предъявить нечего: запах есть, глаза стеклянные, но никаких наркотиков, психотропных веществ, запрещенных к обороту, не обнаружено. А за употребление наказание не предусмотрено... На сей раз действовали без стука и реверансов. Бойцы «Алмаза», рассчитав время очередной варки, вошли... через окно 5–го этажа. Взору предстала классическая кухня наркомана. И запах, разъедающий ноздри, и миска с нагаром, в которой только что варили «зелье», и шприцы, раскиданные по кухне, и два пакета разбухшего мака, и скукоженная бутылка еще теплого готового экстракционного опия. Еще один пакет с аккуратно подписанными шприцами, в которых когда–то был целый химический набор для изготовления «винта».

Хозяин признается, что за свою незамысловатую жизнь успел попробовать все — и метадон, и амфетамин, и героин. Но все это нынче — дорогая экзотика. А вот семена мака — легкодоступное средство на каждый день. Сегодня этот наркотик «для бедных» — крайне токсичный и грязный — косит людей нещадно. Опийные наркоманы проживают 2 — 3 года и умирают зачастую не от передозировки, а от интоксикации организма. Полгода назад в этом наркопритоне погибла 27–летняя наркоманка, подружка хозяина. От сепсиса. С фотографии на меня смотрит счастливая девушка с ребенком. Везде на глаза попадаются то детские чепчики, то погремушки — осколки какой–то далекой прошлой жизни.

Соседи, приглашенные понятыми, были совершенно ошарашены и подавленно молчали. Притон, наркотики, шприцы?! Так рядом! И ведь его родители — интеллигентные люди, и сам он в 14 лет был совершенно обыкновенным подростком. Как дошел до жизни такой?

— Я сварил, я употребил, а они здесь ночевали, — выгораживал «гостей» хозяин. Ему нечего терять. Он все потерял еще в молодости. И семью, и будущее, и ценности в жизни. Дочери–двойняшки выросли без отца. За свою жизнь он, наверное, и года не проработал. Хотя рабочую специальность успел получить. Но все человеческие инстинкты свелись к одному: найти денег на очередную дозу. Жив до сих пор, наверное, лишь потому, что 8,5 года провел в тюрьме. За наркотики.

— Каждый раз выходил, встречал ребят, первый день укололся, второй–третий, а потом опять входил в «систему». И каждый день требовалась доза... Сейчас еще несколько лет посидеть придется. Обидно... — рассуждал владелец наркопритона, доставая из шкафа тюремный ватник с номером, провисевший в шкафу чуть больше года.

Опийные наркоманы отравляют жизнь не только себе и своим близким, но и соседям. Из–за постоянной удушающей вони уксуса и растворителя, разносящейся по вентиляции, люди жалуются на головную боль, астму, аллергию. Они живут как на пороховой бочке: малейшая искра — и пары ацетона испепелят всю квартиру. Недавно такое ЧП произошло на улице Якубовского в Минске. Пожарные вытащили из кухни на 8–м этаже двух девушек и парней в алкогольном опьянении, неудачно сваривших «семки». Еще 12 человек эвакуировали из вышерасположенных квартир.

— Ой, дай вам бог здоровья, — благодарили сотрудников милиции жильцы дома, глядя, как выпроваживают из квартиры всю честную компанию.

Но эффекта от ликвидации наркопритона немного. «Варили» пятеро, в тюрьму пойдет один. Остальные найдут другого наркомана, который предоставит квартиру за то, что ему будут приносить ингредиенты. И таких квартир — тысячи. В прошлом году милиция выявила 64 наркопритона, в этом еще 28. Работать стали не хуже, просто изменили тактику: если в прошлом году из незаконного оборота изъяли около 10 тонн мака, то в этом уже 23,2 тонны (это 185 тысяч доз!). Главная мишень сотрудников наркоконтроля теперь — торговцы семенами, которым пока удается едва ли не легально продавать мак совсем не на кондитерские нужды и зарабатывать на этом колоссальные деньги, отделываясь лишь административными штрафами и конфискацией автомобиля и других материальных ценностей за нарушение правил торговли. Больше им предъявить нечего: ведь зерна мака не считаются наркотиками...

А есть еще химики–самоучки, которые в домашних условиях производят амфетамин. У них и химическое оборудование, настоящие колбы, реагенты и прекурсоры для синтеза... И миксы изготавливаются в домашних условиях людьми, далекими от химии и фармации. По интернету заказывают концентрированный порошок, на котором написано на китайском: «Строительная смесь для приклеивания плитки», и обрабатывают этим «концентратом» какую–нибудь безобидную траву типа мать–и–мачехи. Результат? Материалы о передозировке курительными смесями в отдел наркоконтроля поступают еженедельно. В прошлом году только в Минске с психозами и шизофренией после употребления таких миксов было госпитализировано около 70 пациентов, в том числе несовершеннолетних. И, как говорится, наркомания будет существовать всегда благодаря алчности одних и глупости других.

Компетентно

Начальник управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД Николай Карпенков:

— Проблема в том, что один наркоман, вовремя не изолированный от общества, за год втягивает в порочный круг до 5 человек! Потому что ему нужна доза и он сам становится дилером. Сейчас темпы прироста наркоманов, которых ставят на диспансерный учет, сократились. Нет такой резкой динамики, как раньше. За счет того, что нет достаточного количества наркосырья на «черном» рынке. Метадон, героин, кокаин, амфетамин практически исчезли с нашей территории. Одни из основных поставщиков тяжелых наркотиков со смертельным исходом — цыгане. Чтобы сэкономить, они продают метадон, смешанный с карфентанилом, из–за которого в прошлом году в Витебской области было 8 смертельных случаев и уже в этом есть. Самое страшное, что многие из цыган втягивают в этот бизнес и своих детей, которые передают клиентам наркотики, предупреждают о «чужих». В прошлом году 72 представителя этой диаспоры привлечены к уголовной ответственности, в этом еще 56.

Традиционные наркотики заменяют менее дорогие и более доступные. Наркодилеры борются за рынок сбыта. Им нужны деньги. И они будут придумывать новые легкие схемы продажи, новые наркотики, более дешевые, которые сразу вызывают зависимость. Они меняют саму конъюнктуру рынка. Сейчас появились курительные смеси, синтетические каннабиноиды. Если в прошлом году запрещен оборот 18 новых видов психоактивных веществ, то в этом еще 30. До недавнего времени это был целый вал. Каждый день в интернете сидело 600 человек, которые занимались приобретением или мелким сбытом. Мы все эти наркотические средства получили, сделали экспертизу, внесли в перечень запрещенных. В последний раз — 18 веществ одномоментно. В итоге задержали почти полтысячи человек за хранение и сбыт, возбуждено 295 уголовных дел, из оборота изъято 20 кг наркотиков — это 2 млн. доз. 24 сайта, на которых продавали миксы, развалились. Пока мы опережаем наркодельцов на месяц–два. Но как бы ни были эффективны силовые методы в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, они априори не могут дать должного эффекта без сокращения спроса. Пока наркотики будут ассоциироваться с «кайфом» и «эйфорией», а не с процессами гниения и разложения организма заживо, и пока будет преобладать в обществе мнение, что употреблять или нет — это «личное дело каждого», а наркоман — больной человек, который сам решит, когда ему лечиться, борьба с наркоманией будет длиться вечно. Такую войну можно выиграть только всем вместе.

Советская Белоруссия №141 (24278).Четверг, 1 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter