Через девять дней после Пасхи православные верующие отмечают Радоницу

Встретимся...

Через девять дней после Пасхи православные верующие отмечают Радоницу...
Через девять дней после Пасхи православные верующие отмечают Радоницу. Во все времена в Беларуси особо почитали умерших предков. Еще Адам Мицкевич писал, что культ предков известен многим народам Европы, но нигде он не сохранился в таком первозданном виде, как у нас. Традиция тщательно ухаживать за родными могилами — одна из наших отличительных черт, и помнить своих предшественников — святое правило. Народному мировоззрению чуждо восприятие смерти как конечной точки существования, это скорее переход в другую стадию и форму бытия. В некоторых случаях считалось, что умерший человек в следующей жизни может стать птицей, растением, деревом или цветком... В Беларуси о том создавались и жили на протяжении веков необыкновенно красивые легенды, песни–баллады.



29 апреля — православная Радоница, поминовение усопших.
4 мая — воспоминание святых жен-мироносиц.

По традиции даже в простых крестьянских семьях велись свои семейные хроники, в которых отмечалось, кто и когда родился, а кто ушел из жизни. Причем заметки частенько делались просто на потолочных балках (хотя грамотные в семьях тоже были, наши предки никогда щи лаптем не хлебали). Считается, что культ рода и рожениц сформировался раньше, чем культ общих индоевропейских «бостваў»: «се же словене начали трапезу ставити роду и роженицам прежде Перуна». В белорусской народной традиции образ рода часто встречается как воплощение понятия «родина», родных людей и вместе с тем как своеобразный символ благополучия и счастья. Ведь понятие «безродность» близко к понятию «сиротство» в очень широком смысле. Остаться «без роду без племени» всегда считалось огромной бедой. Не зря в сказках герой непременно носит с собой небольшой холщовый мешочек с родной землей. В поединке со страшным чудищем Змеем, оказавшись оторванным от земли, сказочный герой лишается силы, но, став ногою на землю, вновь обретает ее. И уже не в сказках, уходя на фронт, солдаты брали с собой горсть родной земли и хранили ее вместе с фотографиями и письмами матерей, жен, любимых. 

Попасть на чужбину, оторваться от своего рода было трудно во все времена. Человек, как подросшее и пересаженное дерево, — может прижиться на новом месте, а может и зачахнуть. А вот родная земля всегда поддержит и сбережет. Когда собирается род, не страшны никакие беды. Род всегда связывается с представлением о выпавшей доле, и последующим поколениям по наследству достаются не только какое–то имущество, но и духовные ценности, традиции, представления, отношения, которые сберегаются и сохраняются на протяжении веков. Поэтому в дни поминовения люди и едут поклониться родным могилам, поблагодарить предков. По традиции готовятся богатые поминальные столы. И в храм несут пожертвования — куличи, окрашенные яйца, кто что посчитает возможным. Бывает, на могильных холмиках после посещения людей также остается что–нибудь съестное — «для душ», как свидетельство живого бытового общения с усопшими и веры в вечность, соединяющей гнетущее в своей безнадежности «никогда» с вдохновляющим «встретимся». Чаще всего такой «пачастунак» достается птицам, они ведь у всех народов считаются посредниками между тем и этим светом.

Советская Белоруссия №78 (24461). Пятница, 25 апреля 2014 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter