Через девять дней после Пасхи православные верующие отмечают Радоницу. Во все времена в Беларуси особо почитали умерших предков. Еще Адам Мицкевич писал, что культ предков известен многим народам Европы, но нигде он не сохранился в таком первозданном виде, как у нас. Традиция тщательно ухаживать за родными могилами — одна из наших отличительных черт, и помнить своих предшественников — святое правило. Народному мировоззрению чуждо восприятие смерти как конечной точки существования, это скорее переход в другую стадию и форму бытия. В некоторых случаях считалось, что умерший человек в следующей жизни может стать птицей, растением, деревом или цветком... В Беларуси о том создавались и жили на протяжении веков необыкновенно красивые легенды, песни–баллады.
29 апреля — православная Радоница, поминовение усопших.
4 мая — воспоминание святых жен-мироносиц.
По традиции даже в простых крестьянских семьях велись свои семейные хроники, в которых отмечалось, кто и когда родился, а кто ушел из жизни. Причем заметки частенько делались просто на потолочных балках (хотя грамотные в семьях тоже были, наши предки никогда щи лаптем не хлебали). Считается, что культ рода и рожениц сформировался раньше, чем культ общих индоевропейских «бостваў»: «се же словене начали трапезу ставити роду и роженицам прежде Перуна». В белорусской народной традиции образ рода часто встречается как воплощение понятия «родина», родных людей и вместе с тем как своеобразный символ благополучия и счастья. Ведь понятие «безродность» близко к понятию «сиротство» в очень широком смысле. Остаться «без роду без племени» всегда считалось огромной бедой. Не зря в сказках герой непременно носит с собой небольшой холщовый мешочек с родной землей. В поединке со страшным чудищем Змеем, оказавшись оторванным от земли, сказочный герой лишается силы, но, став ногою на землю, вновь обретает ее. И уже не в сказках, уходя на фронт, солдаты брали с собой горсть родной земли и хранили ее вместе с фотографиями и письмами матерей, жен, любимых.
Попасть на чужбину, оторваться от своего рода было трудно во все времена. Человек, как подросшее и пересаженное дерево, — может прижиться на новом месте, а может и зачахнуть. А вот родная земля всегда поддержит и сбережет. Когда собирается род, не страшны никакие беды. Род всегда связывается с представлением о выпавшей доле, и последующим поколениям по наследству достаются не только какое–то имущество, но и духовные ценности, традиции, представления, отношения, которые сберегаются и сохраняются на протяжении веков. Поэтому в дни поминовения люди и едут поклониться родным могилам, поблагодарить предков. По традиции готовятся богатые поминальные столы. И в храм несут пожертвования — куличи, окрашенные яйца, кто что посчитает возможным. Бывает, на могильных холмиках после посещения людей также остается что–нибудь съестное — «для душ», как свидетельство живого бытового общения с усопшими и веры в вечность, соединяющей гнетущее в своей безнадежности «никогда» с вдохновляющим «встретимся». Чаще всего такой «пачастунак» достается птицам, они ведь у всех народов считаются посредниками между тем и этим светом.
Советская Белоруссия №78 (24461). Пятница, 25 апреля 2014 года.