Встретились — поговорили

Главной темой форума в Давосе стали экономические трудности еврозоны

Чем закончился «мозговой штурм» участников форума в Давосе?

В течение пяти дней в высокогорном швейцарском местечке ученые, политики, экономисты и бизнесмены размышляли над дальнейшими судьбами мировой экономики. Официальная повестка 42-го Всемирного экономического форума определялась лозунгом «Большая трансформация», однако главный вопрос звучал куда менее помпезно: как избежать краха европейской экономики?

Мало кто из 2,6 тысячи участников форума был удивлен, что в центре всеобщего внимания оказалось сложное экономическое положение в еврозоне, хотя эта тема не была заявлена как основная. И уж тем более логичным стал выбор главного докладчика форума — канцлера Германии Ангелы Меркель. Она и дала направление будущим дискуссиям. По мнению г-жи Меркель, нынешняя ситуация показывает, что Европа вынесла недостаточно уроков из кризиса, начавшегося в 2008-м. Однако в прошлом году, по словам немецкого канцлера, европейские государства продемонстрировали готовность сообща заниматься поиском выхода из кризиса. Строгая бюджетная дисциплина и более гибкие политические механизмы — вот рецепт, который пытается «прописать» канцлер Германии экономике ЕС. Как считает Ангела Меркель, в решении многих финансовых вопросов еврозоне не хватает лишь соответствующих политических структур. «Но мы готовы идти дальше и развивать интеграционный проект «Европа», — подчеркнула она.

Антикризисную политику Евросоюза в своем выступлении на форуме в Давосе раскритиковал известный финансист Джордж Сорос. По его мнению, резкое усиление бюджетной дисциплины в Старом Свете, на котором настаи-вает Берлин, лишь ухудшит экономическую ситуацию в регионе, создав дефляционную долговую спираль. Это, в свою очередь, усилит политическую и социальную напряженность в ЕС. Радикальный прогноз в отношении будущего еврозоны озвучил и председатель правления российского «Сбербанка» Герман Греф. По его мнению, валютный союз может закончиться «большим крахом», а выход Греции из еврозоны стал бы «рациональным шагом» как для Европы, так и для Афин. Однако европейские власти предпринимают попытки уберечь Грецию от дефолта и сохранить за ней местечко в валютном союзе. Реализуемый сейчас второй пакет спасения Греции включает реструктуризацию ее долга частными инвесторами на добровольных началах. Ожидается, что переговоры властей страны с кредиторами будут завершены в ближайшее время.

Однако целостность еврозоны, несмотря на стремление стран-лидеров ее сохранить, остается под сомнением. Так, российские власти прорабатывают различные сценарии развития ситуации в регионе.

«Россия может быть готова, что евро будет сохраняться в рамках того валютного союза, который сегодня существует, но с евро может что-нибудь произойти, может произойти девальвация евро. Мы предполагаем самые разные сценарии, и у нас есть понимание, как российская экономика должна на это отвечать и как должен вести себя российский бюджет», — сказал первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. В свою очередь первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев сообщил, что Банк России не ожидает распада еврозоны и не намерен серьезно менять структуру международных резервов. Примечательно, что увлекшись обсуждением вороха европейских проблем, участники форума в Давосе практически не уделили времени ситуации в других странах и регионах. Например, единственная сессия, посвященная России, прошла в формате достаточно спокойной дискуссии. Да и то, как рассказали потом участники этого круглого стола, на нем даже не затрагивались вопросы экономического развития РФ в контексте происходящих политических событий.

Директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард предостерегла другие страны от спокойного созерцания того, что происходит в еврозоне и посоветовала не ждать, когда Европа решит свои проблемы. Она призвала развитые государства мира более активно вносить вклад в финансирование фонда, чтобы преодолеть кризис в еврозоне. Самой Европе, как считает Лагард, необходимо быстро решить несколько важных вопросов: обеспечить экономический рост, повысить уровень ликвидности банков, поднять конкурентоспособность, провести бюджетную консолидацию. При этом глава МВФ не обошла вниманием положение в США и Японии, совокупный дефицит бюджета которых выше, чем в Европе. Что касается развивающихся стран, то они, по мнению Лагард, должны больше опираться на развитие внутренних рынков, чем делать акцент на экспорте и на инвестициях. Многие эксперты отнеслись к предложению Лагард собрать деньги для Европы с большой долей скептицизма. Их доводы просты: как можно расплачиваться за проблемы соседа, если тот пока не навел порядок в собственном доме. Например, министр экономики Японии Мотохиса Фурукава заявил по этому поводу: «Европа должна проявить максимум усилий, иначе я не думаю, что развивающиеся страны, такие как Китай, сильно захотят вложить больше денег в МВФ».

Всемирный экономический форум в Давосе — это площадка, где обмениваются взглядами, а не принимают политические решения. И те дискуссии, которые протекали на фоне красивейших горных вершин Швейцарии, не имеют официальной силы. Однако круг затронутых в выступлениях проблем достаточно полно отражает цели, поставленные видными мировыми экспертами перед странами еврозоны. В ходе проведенного интерактивного голосования определены и основные вызовы: значительные различия между государствами в конкурентоспособности и качестве институтов, дефицит лидерства и стратегического видения, долговой и финансовый кризисы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter