В Питере открылась выставка "Белорусы.by. По материалам этнографических исследований Беларуси в ХХ веке"

Встретили по одежке

В Питере открылась выставка "Белорусы.by. По материалам этнографических исследований Беларуси в ХХ веке"

Никогда не любила головные уборы любых видов - что шляпки, пусть даже модные, что платки-шарфики-чепчики. Даже зимой, в мороз, предпочитаю ходить с непокрытой головой, так лучше думается! А тут увидела, и страсть как захотелось примерить. Ничего подобного прежде не встречала: изделие из льняной ткани, с необычной геометрической вышивкой, длиной до четырех метров.

А в Гомеле на выставке «Колаварот» была представлена вот такая необычная обрядовая атрибутика. Фото: БелТА

Чтобы надеть его, а точнее, завязать на голове, требуются определенный навык и терпение. Последнего часто не хватает молоденьким девушкам, и обязательно для замужних дам. Потому, видимо, как раз для замужних и предназначался данный старинный женский головной убор, популярный у восточных славян, в том числе у белорусов.

И название у него очень симпатичное - намитка. От слов "намстка", "обмстка". Потому что надевают его, обматывая вокруг головы. Как именно, показала корреспонденту "СОЮЗа" Елена Буко, научный сотрудник Национального исторического музея Республики Беларусь.

- Наша намитка - это полотенчатый головной убор, - говорит Елена, - ширина его обычно составляет 30-40 см, а длина - от 2 до 4 м. Различаются намитки не только размерами, декором, но и способом свивания. Важно было еще правильно накрахмалить их, чтобы не складывались, не валились с головы.

С Еленой мы познакомились на выставке "Белорусы.by. По материалам этнографических исследований Беларуси в ХХ веке". Открылась она 6 февраля в Петербурге, в Российском этнографическом музее. И вызвала немалый интерес как у специалистов-этнографов, так и у рядовых петербуржцев, гостей города. Достаточно сказать, что зал, в котором разместились пятьсот экспонатов, не вместил одновременно всех желающих познакомиться с традиционным белорусским костюмом, посудой, музыкальными инструментами из коллекции Национального исторического музея Республики Беларусь. Пришлось ждать своей очереди. И что показательно - люди ждали, не расходились. Редкость по нынешним временам!

На выставке представлены ткачество, вышивка, кружевоплетение, резьба по дереву, гончарство.
Фото: Людмила БЕЗРУКОВА


Эта выставка стала ответной на годичной давности вернисаж в Минске Этнографического музея, который, как все надеются, положил начало долгосрочному сотрудничеству добрых соседей.

- Наш совместный проект предусматривает обмен выставками, совместные семинары, стажировку специалистов, - говорит минчанка Мария Казанцева, заведующая отделом Национального исторического музея. - Хотя, строго говоря, контактов мы никогда и не прерывали, сотрудничаем не один десяток лет. Когда в прошлом году ваш Этнографический музей привез к нам свою уникальную коллекцию белорусских костюмов, собранных еще в первом десятилетии ХХ века, съехались посмотреть на нее специалисты со всех концов республики, а также из Украины. Ведь наше собрание берет начало с 1920-х годов, то есть оно более позднее. Да и сам наш музей намного моложе петербургского. Потому считаю за честь для себя и своих коллег приглашение посетить город на Неве. Здесь есть чему поучиться. Надеюсь, такие творческие обмены - экспозициями, специалистами - станут более регулярными.

- На берега Невы вы привезли не только костюмы, но и посуду, музыкальные инструменты...

- Не случайно. Чтобы понять тот или иной народ, приобщиться к его традициям, нужно знать, как он жил, что носил, какие у него были праздники. Вот, к примеру, видите, в витрине предмет, очень похожий на виолончель, только чуть меньше той по размеру? На самом деле это басетля, старинный белорусский смычковый инструмент. Он был популярен у нас не меньше, чем лира и цимбалы. В деревнях ни один праздник не обходился без него. Почти каждый регион имел свой небольшой оркестр. Все представленные на выставке музыкальные инструменты конца ХIХ века. Они отреставрированы нашими мастерами, бережно хранятся. Считаются большой редкостью. Мы их редко куда-то вывозим. Но в Петербург не могли не привезти.

Предмет, очень похожий на виолончель, — это басетля, старинный белорусский смычковый инструмент.
Фото: Людмила БЕЗРУКОВА


Глядя на впечатлившую меня басетлю, на костюм из местечка Ивацевичи Брестской области, что выставлен рядом, живо представила: весеннее солнышко, пробуждающее землю и все вокруг, веселый жизнеутверждающий хоровод на площади посреди села. А чуть в сторонке непременно группу явно не местных девчат, с любопытством поглядывающих на торжество. Как догадалась, что не местных? По одежке!

- Костюм каждого белорусского региона был самобытен, отличался орнаментом, расцветкой, - объясняет Елена Буко. - Белорусский орнамент преимущественно геометрический (в отличие от российского - цветочками). Где-то вышивка крестиком, где-то просто узкая полоска, узоры в виде звезд, розеток. Если посмотреть, к примеру, костюмы Гомельской, Брестской, Могилевской областей, то они очень разнятся. Были различия и внутри каждого крупного региона. Скажем, взял кто-то замуж девушку не из своей, а из соседней деревни, привез домой, всем сразу понятно, откуда она - по тому, как и во что одета. Это был своего рода способ самоидентификациии, очень важный для любого человека, любой национальной культуры.

- Из какой преимущественно ткани шились костюмы, Елена?

- Все ткачество было ручным, специальным, обычно изо льна. В более поздние времена - из хлопчатобумажной ткани. У нас в коллекции есть образцы и той и другой. Различались и головные уборы, а также способ их ношения. Те же намитки завивались, бывало, очень оригинально, придавая их носительницам величавый вид. Не ходили в них женщины, а ступали величаво, словно павы!

Сама Елена Буко, три года назад окончившая Белорусский государственный университет, рассказывает так увлеченно, с таким знанием дела, словно сама эти костюмы и намитки шила. "Шью, да, - призналась девушка. - Быстро, правда, не получается, так как много времени отнимает любимая работа, но обязательно доведу до конца начатое".

Досье "СОЮЗА"

Национальный исторический музей Республики Беларусь основан в 1956 году в Минске как Белорусский государственный историко-краеведческий музей. Свое нынешнее название получил в 2009 г. В собрании музея - 48 коллекций, в общей сложности - 377 918 предметов. Хронологический диапазон коллекций охватывает период от первобытной эпохи до наших дней.

Людмила Безрукова

Lb20.08@mail.ru

Прямая речь

Олег Рыжков, директор Национального исторического музея Республики Беларусь:

- В первую очередь демонстрируется народная одежда как наиболее яркая часть материально-культурного наследия и изделия домашних ремесел и промыслов: ткачество, вышивка, кружевоплетение, резьба по дереву, гончарство. Эти предметы были собраны в экспедициях в разных уголках Беларуси. Мы считаем, что очень важно показывать то, чем обладаем, за пределами страны. Для нас особо ценным является сотрудничество с Российским этнографическим музеем. РЭМ в 2013-2014 годах привозил в НИМ выставку "Белая Русь и ее соседи" с предметами, собранными во время экспедиций по Беларуси начала ХХ века. В чем-то нынешняя и та выставки перекликаются. Но все-таки демонстрируют разные артефакты, которые заинтересуют как посетителей петербургского музея, так и ученых России. Напомню, что еще ранее РЭМ и НИМ организовали в Минске экспозицию "Евреи царской России". Не секрет, что многие евреи России являются выходцами из Беларуси, где до сих пор сохранилось много памятников культуры этого народа.

Тем временем в стенах НИМа теперь можно увидеть выставку "Искусство русского модерна. Поиски национального стиля". Это фотоматериалы из архива Владимира Ивановича Соколова, в начале 1900-х годов известного художника, участника многих престижных выставок. С 1903 по 1920 год Соколов заведовал учебной столярной художественной мастерской Московского губернского земства. Сегодня часть архива Соколова хранится в собрании минского коллекционера Андрея Филатова, который представил редкие артефакты широкой публике и напомнил эпизод из истории культуры. По его словам, во второй половине XIX - начале XX века европейцы обратились к народному и средневековому искусству и фольклору. Новый стиль, получивший название "ар-нуво" во Франции, "либерти" в Италии и "югенд-

штиль" в Германии и Австрии, в России и Беларуси стал именоваться модерном. Главными центрами развития неоромантического искусства стали ремесленные мастерские в подмосковном Абрамцево, Сергиевом Посаде и Талашкино под Смоленском. Инициаторами их создания были меценаты: в Абрамцево - С.И.Мамонтов, в Талашкино - М.К.Тенишева.

Виктор Корбут

vk@sb.by

Советская Белоруссия № 27 (24657). Четверг, 12 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter