Встречают по одежке…

Минторг, Белкоопсоюз и СМИ проверили школьный ассортимент

Представители средств массовой информации вместе со специалистами Минторга, концерна «Беллегпром», Белкоопсоюза проинспектировали ряд торговых предприятий на предмет экипировки школьников к предстоящему новому учебному году

По общему мнению, реализация товаров школьного ассортимента в магазинах организована на достаточно высоком уровне. Во всяком случае в тех из них, где довелось побывать, а это столичные ГУМ, «Детский мир» и «Универмаг» в райцентре Воложине. Причем, обратите внимание, принципиальных отличий в городской и провинциальной торговле не заметили. Если и были какие-то нюансы, то они сводились главным образом к объемам продаж. Понятно, что по этому показателю воложинским продавцам трудно конкурировать с минскими коллегами. Что же касается перечня предлагаемой продукции, то в «Универмаге» был представлен практически весь аналогичный спектр товаров к школьному сезону. На этот момент, в частности, обратил внимание первый заместитель председателя концерна «Беллегпром» Владимир Астровский, не скрывавший своего удовлетворения тем, как поставлено дело в кооперативной торговле. Впрочем, обо всем по порядку…

Инспекция, если можно так выразиться, проводилась с целью проанализировать наличие в магазинах в первую очередь швейных изделий и обуви для мальчиков и девочек к новому школьному сезону, их соответствие современным тенденциям и направлениям моды, а также узнать мнение покупателей относительно цены и качества предлагаемых товаров. Исчерпывающую информацию по всем интересующим вопросам получили уже в столичном ГУМе. По словам заместителя директора по коммерческой работе Сергея Ращинского, в продаже представлен весь спектр выпускаемой в республике продукции школьного ассортимента, который исчисляется сотнями наименований. Импорт — в основном российского производства, но в таком мизерном количестве, что, как говорится, не делает погоды в объемах продаж. Львиную долю в товарообороте занимает именно продукция отечественных поставщиков, что, в общем-то, неудивительно, вспомнив о широко растиражированном лозунге «Покупайте белорусское!». Однако, как могли убедиться, это тот случай, когда, извините за каламбур, форма действительно соответствует содержанию, то есть имеет место оптимальное, на мой взгляд, соотношение цены и качества. А поскольку, как известно, лучшая агитация — это агитация фактами, позволю себе опять-таки процитировать представителя столичного универмага, который рассказал, что отечественные товары школьного ассортимента, судя по многочисленным отзывам, пользуются повышенным спросом и у российских покупателей.

Что касается стоимости изделий, то она варьируется в зависимости от применяемых тканей и рассчитана на людей с различными доходами. Но дешевле не означает плохо. Ведь школьная форма в прежнем ее понимании давно осталась в прошлом. Сегодня речь идет о строгом деловом костюме для учащихся, для пошива которого используются соответствующие всем санитарно-гигиеническим нормам современные ткани.

— Костюм, — констатировал Владимир Астровский, — должен быть практичным и одновременно отвечать запросам нынешнего молодого поколения.

Надо полагать, в концерне «Беллегпром» знают, как решить эту двуединую задачу. Если, к примеру, в минувшем году было выпущено 710 тысяч штук швейных изделий школьного ассортимента, то нынче их поступило в торговую сеть 950 тысяч, а в ближайшей перспективе планируется выйти на цифру в один миллион и тем самым полностью удовлетворить потребность в таких товарах. Стоимость при этом изменилась незначительно, хотя, возможно, розничные цены для многих «кусаются». Судите сами. Экипировка учащегося младших классов обойдется в среднем в 800 тысяч рублей, а подростка — вообще тянет на миллион. У старшеклассников, понятно, планка еще выше. С другой стороны, было бы некорректно обвинить производителей и работников торговли в преднамеренном завышении цен на товары школьного ассортимента. Ведь в отпускную цену изделия закладывается, кроме всего прочего, стои­мость исходного материала, а для пошива нередко используются и импортные ткани. Продавцы также не применяют максимальную торговую надбавку, ограничив ценовую планку на уровне 20—22 процентов. Об этом со всей ответственностью заявила директор расположенного на Логойском тракте в Минске магазина «Детский мир» Елена Тиханович. Это предприятие торговли с тридцатишестилетней историей имеет устойчивую репутацию в городе, которой здесь дорожат.

А коль так, стремятся всячески поддерживать имидж «Детского мира» среди покупателей, в том числе с помощью гибкого ценообразования. Результат такой политики – ежедневный товарооборот в среднем в 60 миллионов рублей, где удельный вес товаров школьного ассортимента составляет в среднем 40—45 процентов.

На фоне столичных объектов воложинский «Универмаг» оказался отнюдь не бедным родственником и выглядел вполне прилично. Этот бесспорный факт констатировали как представители средств массовой информации, так и специалисты Минторга, концерна «Беллегпром». Общее благоприятное впечатление складывалось благодаря и тому, что в качестве гидов выступали начальник управления торговли Белкоопсоюза Павел Кохно, заместитель председателя правления Минского облпотребсоюза Сергей Добриян, председатель правления Воложинского райпо Олег Бобрик, которые обстоятельно рассказали об организации здесь торговли товарами школьного ассортимента. «Универмаг» входит в состав ЧУП «Воложинский кооппромторг». Предприятие осуществляет свою деятельность через восемнадцать магазинов с торговой площадью около 4,5 тысячи квадратных метров, а также 22 отдела по торговле непродовольственной группой товаров. За семь месяцев нынешнего года получено 964 миллиона рублей валовых доходов, а чистая прибыль составила 26 миллионов.

Розничный товарооборот за анализируемый период превысил по «Кооппромторгу» 6,3 миллиарда рублей. Темп роста в сопоставимых ценах – 113,7 процента. Удельный вес «Универмага» в общем объеме товарооборота предприятия – 37,2 процента, или около 2,4 миллиарда рублей в денежном выражении. При этом обеспечена положительная динамика развития на уровне 119,7 процента. Для сравнения, доля самого ЧУП «Кооппромторг» в товарообороте райпо достигла 20,4 процента, что на 0,7 процентного пункта выше аналогичного прошлогоднего показателя. По информации директора предприятия Людмилы Мандрик, в январе – июле возросла реализация по таким промышленным группам, как одежда и белье – 122,6 процента, трикотажные изделия – 127,7, кожаная обувь – 162,5 процента, а также по канцелярским и бумажно-беловым товарам. Ускорилась соответственно и оборачиваемость: по трикотажным изделиям – на 50 дней, обуви кожаной – 13, канцелярским товарам – 7, бумажно-беловым – 4, одежде и белью – 3 дня. При этом Людмила Григорьевна считает, что рост реализации и ускорение товарооборачиваемости в значительной мере обусловлены расширенным внутригрупповым ассортиментом товаров для школьников. Насколько это соответствует действительности, можно проследить по предлагаемой номенклатуре, представленной разнообразными изделиями и фасонами отечественных производителей и рассчитанной на различные покупательские запросы.

— В настоящее время, — рассказывает Людмила Мандрик, — в районе насчитывается 3967 учащихся, более трети которых проживают и учатся в Воложине. Мы проанализировали их численность по возрасту и на основе полученных данных сформировали портфель заказов на школьную форму для мальчиков и девочек, а также обувь соответствующих размеров. Получено 820 единиц товаров для мальчиков производства Барановичской, Жлобинской, Новогрудской швейных фабрик, ОАО «Коминтерн» и ОАО «Славянка» из Бобруйска. Девичья школьная форма в количестве 750 единиц представлена изделиями солигорского ЗАО «Калинка», брестского ОАО «Надзея», бобруйской «Славянки» и ЗАО «Юнона» из Молодечно. Среди поставщиков обуви – 859 пар — витебские СП «Марко», «Сан-Марко», «Белвест», минская «Сивельга», гродненский «Неман», Лидская обувная фабрика, могилевское ОАО «Обувь».

Судя по этому перечню, география поставок – практически вся республика. Аналогичная ситуация и по другим товарам школьного ассортимента, а в результате воложинские кооператоры смогли полностью удовлетворить покупательский спрос в канун нового учебного года. При этом с целью максимального привлечения покупателей разработаны привлекательные условия кредитования на товары школьного ассортимента. Сроком на три месяца, в частности, их можно приобрести без первоначального взноса и при нулевой процентной ставке. Очень, согласитесь, выгодно, чем не преминули воспользоваться местные жители. Бабушка четвероклассника городской гимназии Артема Горнофеева пришла в «Универмаг» вместе с внуком, чтобы купить тому обновки к школьному сезону. Полный комплект, в который входили костюм, туфли, сорочка и галстук, обошелся в 450 тысяч рублей. Эту сумму Валентина Николаевна оплатила наличными, благо недавно пенсию получила. А вот зимнюю курточку стоимостью более чем 200 тысяч рублей решила оформить в кредит на три месяца.

— Это очень удобно, — с удовлетворением пояснила моя собеседница. – От всех жителей района выражаю благодарность работникам потребкооперации, которые предоставили нам такую возможность при совершении покупок товаров школьного ассортимента.

Такого же мнения придерживается и бабушка учащегося шестого класса СШ № 1 в райцентре Николая Дударя. Правда, Мария Павловна еще только собирается на пенсию, а пока что трудится мастером производственного обучения в городском лицее. Поэтому на этот раз предпочла рассчитаться, как говорится, не отходя от кассы. Костюмчик на внука производства ОАО «Славянка» обошелся немногим более 111 тысяч рублей, туфли – 92 тысячи, на 20 тысяч рублей потянула сорочка…

— Дороговато, — сетует бабушка, — но на внука денег не жалко. У родителей заработная плата небольшая, вот и приходится помогать, а иначе и быть не может. Главное, что школьная форма для всех одинаковая, никто не будет выделяться, и это, считаю, правильно. Иначе ребенку может быть нанесена тяжелая психологическая травма.

Возражать не стал, поскольку в словах моей собеседницы была сермяжная доля правды. Да и воложинские кооператоры придерживаются такой же точки зрения, и, уверен, они в этом не одиноки. Более того, идя навстречу пожеланиям покупателей, могут даже по отдельности продать школьные пиджак и брюки, если, к примеру, костюм не подходит по размеру.

Бойко шла в тот день торговля и в отделе «Обувь». Продавец Ольга Протасевич с удовлетворением заметила, что только в прошедшее воскресенье реализовали товаров на 5 миллионов рублей, в основном школьную обувь, которая представлена ведущими отечественными производителями. И это, представьте, несмотря на цену от 70 до 110 тысяч рублей за пару. При отсутствии в продаже на данный момент необходимого размера или модели можно подать заявку, и в течение десяти дней заказ будет выполнен. Удобно покупателям, а для кооператоров такие вот, казалось бы, незначительные деяния оборачиваются на деле дополнительным ростом объемов товарооборота. Что, собственно говоря, и требовалось доказать.

На снимке: во время посещения воложинского «Универмага».

Фото: Александр РУДНИЦКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter