Встречают по... обложке

НА ЗАВЕРШИВШЕЙСЯ XVIII Минской международной книжной выставке-ярмарке были представлены 10 книг, оформленные белорусским дизайнером Владимиром ШЕЛКОМ. Все они пользовались вниманием посетителей. И мы решили ближе познакомиться с художником, чьи произведения столь притягательны. «Господин оформитель» — обладатель трех дипломов имени Франциска Скорины и более ста наград в области книгоиздания, среди которых — звание лауреата премии имени Ивана Федорова, охотно согласился прийти в «Белорусскую ниву» и рассказать о секретах своей профессии.

Беларусь – олимпийская, «даўняя» и «сялянская» – в книгах известного художника Владимира ШЕЛКА.

НА ЗАВЕРШИВШЕЙСЯ XVIII Минской международной книжной выставке-ярмарке были представлены 10 книг, оформленные белорусским дизайнером Владимиром ШЕЛКОМ. Все они пользовались вниманием посетителей. И мы решили ближе познакомиться с художником, чьи произведения столь притягательны. «Господин оформитель» — обладатель трех дипломов имени Франциска Скорины и более ста наград в области книгоиздания, среди которых — звание лауреата премии имени Ивана Федорова, охотно согласился прийти в «Белорусскую ниву» и рассказать о секретах своей профессии.

— Владимир Исаакович, какая из книг, оформленных вами в последнее время, дорога больше всего?

— Ответить сразу непросто. Но, пожалуй, назову «Олимпийскую страну Беларусь». Первый экземпляр должен был лечь на стол главы государства, а сроки, определенные Олимпийским комитетом, вынуждали работать в очень напряженном режиме. Спать удавалось по три часа. Но результат того стоил! Еще «Даўнюю Беларусь»  назову — об исторических памятниках нашей страны. И «Сялянскую энцыклапедыю ў творах Мікалая Тарасюка». Эта книга — нечто вроде документального фотоальбома о жизни и творчестве простого жителя нашей глубинки. Николай Тарасюк — единственный житель деревни Стойлы в Пружанском районе. Уже не первый год он вырезает из дерева фигуры односельчан, которые обретают в его скульптурах вторую жизнь. Есть у него и сцены венчания, и посиделки у колодца, и фигуры людей, занятых крестьянским трудом. Этот пожилой человек сохраняет удивительный оптимизм и творческий потенциал. Работая над такой книгой, многое узнаешь о людях Беларуси, тех, что составляют «соль нации».

В этих изданиях воплотились и мои представления о том, что книга — это визитная карточка страны. Она несет информацию о народе, истории и культуре. И от художника, работающего над иллюстрированием книги, зависит, как будет воспринята эта интереснейшая информация.

— Обложка должна притягивать взгляд, но кто-то скажет: что в этом сложного? Нашел яркое фото, соответствующее содержанию, посидел за компьютером, разлинеил странички, передвинул иллюстрации. Разве не так?

— Это самый легкий путь: накидать наслаивающихся изображений, пестрых красок и шрифтов с позолотой. «Много и броско» часто отождествляют с «красиво». Но как в женщине одна большая не к месту брошь выдает безвкусие, так и книги в аляповатых обложках нельзя отнести к произведениям искусства.

У настоящих мастеров никогда не бывает лишних деталей. И тем не менее они достигали цели: книги, сделанные ими, хочется взять в руки, полистать, поставить на полку у себя дома. А ведь это — первый шаг к тому, чтобы человек прочел произведение. Рукописные книги, созданные века назад, потрясают своей гармонией. Это истинные произведения искусства, значимые в общечеловеческой культуре и истории. Их создавали духовно богатые и образованные люди. В наши же дни развелось слишком много поклонников компьютерных программ, которые недостаточно глубоко изучили историю книги. Иногда такие художники берутся за дизайн, даже не удосужившись прочесть произведение!

— А случается ли, что не автор, а именно художник-дизайнер приносит книге популярность?

— Таких примеров десятки, если не сотни. В начале девяностых, когда на рынок хлынул вал печатной продукции разного пошиба, я сотрудничал с компанией, которая отбирала залеживающиеся произведения и переиздавала их в другом оформлении. И книги становились бестселлерами, тиражи раскупались в считанные дни.

И переплет, и формат, и выбор бумаги должны соответствовать содержанию произведения. На каждом этапе работы ты либо сходишься, либо расходишься во мнениях с автором и издательством. Во время работы над изданием «Франциск Скорина» мне настойчиво предлагали сделать оформление пышным, с использованием слайдов, в дорогом переплете, со шрифтом золотого тиснения и т. д. Но книга в итоге вышла такой, какой ее задумал я. Со шрифтом заголовка, использовавшимся самим Скориной, со страницами палевого цвета, под старину, и использованием красок всего трех цветов. В результате в 1990 году издание стало победителем Всесоюзного конкурса искусства книги, в котором участвовали более пятисот изданий из всех республик СССР. Это, кстати, был первый случай, когда белорусская книга получила Гран-при.

— Владимир Исаакович, а можете раскрыть секрет, как оформление книги воздействует на читателя?

— Вообще-то, секрет не в технологиях, а в том, какой прием изберет дизайнер. Например, более двадцати лет назад я впервые в Беларуси применил фотографику в оформлении книги. Способ, при котором с изображения последовательно убирается все лишнее, и оставшийся черно-белый силуэт приобретает силу воздействия плаката. Вспомните всем известное изображение Че Гевары в берете. Мне кажется, что популярности Че значительно способствовал этот снимок в технике фотографики.

Или другой пример. В работе над книгой о плакатах Великой Отечественной войны «Родина мать зовет» я на обложке поместил одноименный плакат, но убрал фоновые ружья со штыками за спиной женщины, символизирующей Родину. Составитель не сразу согласилась, но потом признала, что в таком виде размещенный на обложке плакат сильнее притягивает взгляд потенциального читателя. Приемов очень много. В 2007-м вышла в свет книга «Республика Беларусь». Для работы над ней я получил около десяти тысяч снимков профессиональных фотохудожников. Отобрать я должен был четыреста работ. Причем не просто красивых фотографий. Я нашел такие, что создали изобразительный ряд, раскрывающий внутренний мир и жизнь людей в городах и маленьких местечках, историю страны, настоящий день...

Беседовал Михаил ЛУЧИЦКИЙ

Фото Никлая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter