Встречают по конкурсу - провожают по знаниям

Чуть больше полугода назад минская СШ N 42 стала юридической гимназией.
Чуть больше полугода назад минская СШ N 42 стала юридической гимназией. Однако существует она не автономно, а в комплексе с юридическим колледжем БГУ. Именно так - под одной крышей - уживаются два учебных заведения. Что их объединяет? Конечно же, общая цель: ни много ни мало, тут предстоит на практике обкатать принципиально новую многоуровневую модель юридического образования. О первых результатах и перспективах этого проекта корреспонденту "СБ" рассказывает директор гимназии Ирина САЙКО.

- Легко ли быть директором гимназии, оказавшейся в одной упряжке с колледжем БГУ, даже не спрашиваю. Ясно, что непросто. Как вы решились на участие в таком неожиданном эксперименте?

- Наверное, это судьба. В свое время я работала инспектором в городском управлении образования и первая моя проверка выпала на 42-ю школу. Побывав на уроке Любови Андреевны Перовой, поняла, что редко встретишь учителя, который бы так болел душой за дело. С той поры я к 42-й неравнодушна. Вообще, учебное заведение, в котором нынче директорствую, имеет богатые традиции: из его стен вышли многие известные врачи, артисты, ученые. А вот 90-е годы стали непростыми для школы. Прежние педагогические кадры ушли на пенсию, из новых настоящий коллектив единомышленников так и не сформировался. А без этого какая работа? Ребята стали хуже успевать и чаще проваливать вступительные экзамены в вузы. Спасти положение могли только радикальные перемены. Три года назад на школьных площадях разместился колледж. Чего лукавить, захотелось быть ему под стать. Тогда-то и родилась идея преобразовать школу в юридическую гимназию.

- Кто может стать юристом-гимназистом и какие возможности дает этот необычный статус?

- В гимназию, как известно, поступают по конкурсу. Одолев базовый уровень образования, ребята смогут претендовать на статус учащегося юридического колледжа. Предусмотрен также вариант поступления и после 11-го класса - на тот случай, если ученик не решился сделать выбор раньше. В дополнение к предметам, которые изучают в обычной средней школе, гимназисты постигают основы правовых знаний, логику, риторику, психологию. Особое внимание уделяем английскому языку - с 5-го класса он в расписании практически ежедневно. Что же до нашей юридической специализации, то профориентацию начинаем уже в средних классах - к 9-му ученик должен ясно представлять, что такое юридическая наука. И если кто-то поймет, что юриспруденция - это не для него, а его призвание, скажем, физика или филология, - тоже неплохо: значит, правильно сориентировали. Знания же, полученные в гимназии, лишними никогда не будут: знакомство с правовой базой - полезный багаж.

Условия поступления в колледж для наших выпускников пока еще окончательно не определены - в этом году гимназисты впервые станут абитуриентами, что называется, не покидая родных стен. Конечно, они могут рассчитывать на некоторые льготы, но это вовсе не означает, что конкурентная борьба будет легкой. Ниже 10 человек на место конкурсная планка вряд ли опустится...

- Нынешний выпуск в колледже тоже первый. Каковы перспективы его выпускников?

- Отличники имеют все шансы попасть сразу на 3-й курс юрфака БГУ. Правда, сначала им придется пройти тестирование по правовым дисциплинам. Для хорошистов несколько ниже будет проходной балл на вступительных экзаменах. "Троечникам" - ничего не поделаешь - придется поступать на общих основаниях. Ну а в случае неудачной попытки стать студентом колледж позаботится о трудоустройстве ребят.

- Итак, успехи на юридическом поприще - дело будущего. Но наверняка вам есть чем гордиться уже сегодня...

- Главная удача - это коллектив единомышленников. Подобрались хоть и молодые, но творческие люди. С такими, поверьте, можно горы свернуть. Полным ходом идет компьютеризация учебного и административного процессов. На практике убедилась, сколь широки компьютерные возможности для развития пространственного, логического и образного мышления. Кроме того, машина позволяет быстро и точно проанализировать творческие способности ребят. Конечно, наиболее одаренным - особое внимание, но важно и менее способных не упустить. Именно для них проводим дополнительные стимулирующие занятия по специальным методикам. Индивидуальный подход - это основа всего. Поэтому ни один гимназический педсовет не проходит без участия психолога, который дает учителям конкретные рекомендации, как работать с каждым учеником. Результат? Отстающих у нас практически нет. Средняя успеваемость по гимназии - 7,3 балла. В итоге 85 процентов наших выпускников поступают в вузы.

- В прошлом году в гостях у гимназии был нобелевский лауреат Жорес Алферов. Не каждому такая честь выпадает.

- Это правда. Нашему знаменитому земляку как раз вручили знак почетного гражданина Минска, и мы были очень тронуты, что в плотном графике визита он выкроил время для встречи с ребятами. Сколько лет прошло, а Жорес Иванович помнит своих педагогов и особенно школьного учителя физики, который первым заметил талантливого мальчика. Рассказывал о судьбе всех своих одноклассников! Нынешние выпускники, согласитесь, с трудом вспомнят двух-трех... И лично мне запомнилась одна фраза Жореса Ивановича: "Дети - лакмусовая бумажка, по выражению их лиц видно, как прошел урок: плохо или хорошо". И в самом деле, разве есть для учителя награда более высокая, чем интерес в глазах учеников?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter