Педагоги рассказали о том, что помогает адаптироваться к жизни в обществе детям с СДВГ

Встречаемся у сенсорной песочницы...

Система помощи детям с синдромом СДВГ выстроена. Главное — знать, как ею воспользоваться

На первый взгляд обычный детский сад, но в группе никаких ярких картинок, мебель с ограничителями, специальные одеяла... Мы в одном из ресурсных центров для ребят с расстройствами аутистического спектра и СДВГ в Витебской области — в Центре коррекционно‑развивающего обучения и реабилитации Полоцкого района. Зачастую такие малыши и их родители сталкиваются со сложностями уже в детском саду: не каждый воспитатель найдет подход к непоседе, который срывает занятия и не слышит призывов успокоиться. Но у нас в стране выстроена система помощи крохам с такими особенностями. Главное — знать, как ею воспользоваться.


Учитель‑дефектолог Нина Серафимова руководит ресурсным центром, предназначенным для детей с ранним аутизмом, в том числе с СДВГ. Учреждение открылось в 2015 году. Особенности интерьера, которые нам сразу бросились в глаза, она объясняет так:

— Это помогает малышу не испытывать сенсорного переутомления. Гиперактивным ребятам противопоказаны яркие цвета в оформлении комнат и особенно современные мультфильмы с кричащими оттенками и быстрой сменой картинки.

Что такое гиперактивность? Это эмоциональное нарушение. Соответствующий диагноз, как показывает практика, обычно выставляется в возрасте пяти лет психиатром либо неврологом. Синдром бывает трех типов. Для первого характерна импульсивность: такие ребята очень подвижны, расторможены, не могут усидеть на месте, у них все падает из рук. Второй тип характеризуется дефицитом внимания: если малыш начал играть в игру и вдруг отвернулся, он о ней моментально забывает. Такие крохи позже в школе страдают дислексией и дисграфией, не могут писать и читать. Третий тип СДВГ — смешанный.


— У нас на учете с СДВГ 52 ребенка, из них 38 дошкольников, 12 — ученики школ, двое — на домашнем обучении, — описывает ситуацию заместитель директора по основной деятельности Марина Смыкова. Четыре стены не панацея в решении их проблем: не пуская ребенка в социум, мы забираем у него краски жизни.

Очень важно правильно выбрать учебное заведение для такого ребенка. В Полоцком районе, если СДВГ сочетается с другими серьезными нарушениями, малыши посещают ЦКРОиР, в более легких случаях занимаются с психологами на базе детских садов и школ.

— В обычной группе шумно. Как правило, таким детям легче в специальной или интегрированной, — объясняет замдиректора центра. — В частности, у нас в районе 10 малышей посещают обычную группу с пунктом по развитию речи, 13 — специальную и 13 — обычные. В некоторых детских садах, особенно сельских, ребят не так много, как в городе. В частности, в Фариновском детсаду есть интегрированная группа.

Впрочем, не это ключевой фактор в успешной работе с недугом, уверены специалисты.

— При работе с СДВГ важна командная работа, — уточняет Нина Серафимова. — Родители должны выполнять рекомендации медиков, при необходимости давать детям медикаменты, обращаться за помощью педагога‑психолога и дефектолога. Желательно сотрудничать с воспитателем или учителем, объяснять, что от порицания и криков поведение такого ребенка не изменится.

Специалисты коррекционного центра регулярно выезжают в учебные заведения, чтобы понаблюдать, как строится работа, подсказать педагогам правильную линию поведения. Ведь для многих ребенок с СДВГ — постоянный источник стресса, на таких детей не действуют привычные указания. Нередко импульсивный малыш вызывает недовольство родителей других детей.

Для гиперактивного крохи ключевой фактор успешной адаптации — соблюдать режим даже в выходные дни и ограничивать гаджеты.

— Очень важно учиться выполнять рисунки, раскрашивать, не заходя за ограничительные линии, — советует педагог. — Как правило, у таких детей моторная неловкость. В школу им рекомендуется идти не раньше семи лет, нужно дать нервной системе дозреть.


Еще одно необычное приспособление в ресурсном центре для тренировки внимания — сенсорная песочница с проектором. К примеру, на песок проецируются воздушные шары, а малыш старается успеть до них дотронуться.

Без специальных гаджетов подобную игру можно организовать и дома. Оказывается, многие современные малыши не могут подбросить и поймать обычные мячи разного размера.
Чем еще можно заменить вездесущие планшеты и телефоны? Марина Смыкова рекомендует гиперактивным детям брать в школу обычные скрепки, а затем собирать из них фигурки. Так и руки заняты, и мелкая моторика тренируется.
Помимо ресурсного центра, в Полоцком ЦКРОиР оборудована комната сенсорной разгрузки. В ней приглушенный свет, есть тренажеры для удержания баланса, светомузыкальный бассейн и горки с неоновым освещением, напоминающим декорации фильма «Аватар». Малыши с удовольствием перебирают светящееся фиброоптическое волокно.

— Для гиперактивного ребенка в школе можно установить специальную парту‑конторку, за которой удобно работать стоя, — дополняет рекомендации педагог‑психолог центра Инна Лукина.  Дома рекомендуется проводить коррекцию гиперактивности через тело: полезны массаж, йога, релаксация, упражнения на растяжку. Хорошо покачаться на фитболе, походить по ортоковрикам… Такие дети плохо чувствуют границы своего тела, для тренировки этого навыка можно класть игрушку на плечо, голову, живот и просить назвать, где она. Это успокаивает.

Привожу специалистам пример: малыш с СДВГ категорически отказывается спать днем. Чем помочь в такой ситуации? Марина Смыкова достает и показывает специальные устройства‑утяжелители, напоминающие подушки или одеяла. Внутри они наполнены рисом или гречневой крупой. Оказывается, такие приспособления дети воспринимают как дополнительную защиту. Укрываясь специальным одеялом наподобие тех, что продаются в популярных маркетах, успокаиваются.


— У нас был случай: в одном из детских садов малыш с СДВГ категорически не хотел вставать и одеваться после сна, — добавляет она. — Разобрались, в чем дело. Мама принесла из дома теплую пижаму, специальными ковриками по шагам обозначили путь к стульчику с одеждой. Придумали мотивацию: за каждый шаг награда. Так ребенок научился выполнять эти действия.

Есть и другие способы помочь непоседе выдерживать нагрузки. На стул подкладывают балансир, под ноги — массажер, чтобы ребенок мог выполнять задание и в то же время двигаться. Сиденье лучше также выбирать в виде кресла, чтобы малыш оказался ограничен с трех сторон. Обычные песочные часы или специальный таймер помогают структурировать время и постепенно его увеличивать. Ведь именно на занятиях ребенку с СДВГ сложно сосредоточиться и выдержать даже 35 минут. Обычно к третьему уроку такие ребята буквально сползают под парту, так как слишком устали. Дефектолог центра увеличивает время обучения постепенно.

— Не зря синдром дефицита внимания и гиперактивности так называется: этим детям нужно больше заботы, — подытоживает Марина Валентиновна. — Однако это не приговор, при сотрудничестве педагогов, врачей, родителей СДВГ корректируется — и малыши могут учиться в обычных классах.

НА ЗАМЕТКУ

Около 5 — 10 процентов современных детей страдают от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Расстройство поведения и психического развития начинается в раннем возрасте и проявляется в трудностях с концентрацией внимания, гиперактивностью и плохо управляемой импульсивностью.

yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter