Белорусские и российские полярники обсудили «погоду на завтра»
Встречаемся у горы Вечерняя
Несмотря на то что масштабы белорусского присутствия в Антарктике относительно российских невелики, это сотрудничество полезно для обеих сторон. Российские суда попутно доставляют на ледовый континент белорусские грузы, а белорусские специалисты делятся с коллегами передовыми технологиями изучения атмосферы и океанических вод. Ценен каждый гигабайт исследовательской информации, причем для всего мирового сообщества.
— Во всем мире на первый план выходит вопрос сохранения климата, а без данных, полученных в Антарктике, его решать бессмысленно, — подчеркнул в Минске Александр Клепиков, начальник Российской антарктической экспедиции. — Ведь этот континент играет важнейшую роль в формировании климата. И в частности, прибрежные льды. При глобальном потеплении они начнут таять, повысится уровень Мирового океана, что может привести к катастрофическим последствиям. При этом данных имеем очень мало, в Антарктике всего 25 постоянно действующих станций. В то время как в Европе таких сотни. Поэтому наблюдения белорусских полярников тоже очень важны.
На встрече в НАНБ исследователи подвели итоги первой официально утвержденной научно-исследовательской программы, имеющей отношение к обозначенной климатической проблематике. Речь об изучении отражающих свойств так называемых подстилающих поверхностей, например ледников в труднодоступных зонах. Используются наземные, воздушные, космические измерения, в том числе с применением белорусских беспилотных летательных аппаратов и лидарного оборудования.
— Сейчас обрабатываем полученную информацию, — сообщил начальник Белорусской антарктической экспедиции Алексей Гайдашов. — Надеемся обобщить ее в рейтинговой публикации международного уровня.
Совместные исследования продолжатся. Очень серьезное внимание уделяется природоохранным мерам: белорусы собирают оставшиеся в Антарктике с прежних лет отходы, неиспользуемое оборудование, а россияне будут впоследствии его вывозить и утилизировать. Подтверждены и договоренности о транспортно-логистической поддержке: белорусские полярники по-прежнему могут рассчитывать на попутную доставку грузов российскими кораблями, а это приносит солидную экономию. Так, предстоит завезти 60 тонн топлива для восполнения резерва, что необходимо для обеспечения безопасности. Также надо довезти несколько объемных конструкций белорусской антарктической станции, включая медицинско-хирургический модуль. Это позволит завершить создание первой очереди станции и организовать, предположительно с 2020 года, зимовку белорусских полярников на Шестом континенте.
Однако очередная белорусская экспедиция пройдет еще по прежней схеме. Уже 8—9 ноября, когда у нас в разгаре осень, а в Южном полушарии — весна, семь (а возможно восемь) белорусских полярников отправятся самолетом в Кейптаун и оттуда на российскую станцию Новолазаревская. Чтобы потом самолетом малой авиации перелететь на белорусскую станцию, находящуюся возле горы Вечерняя. В предыдущие экспедиции там оборудованы помещения для исследований, проживания, оказания медицинской помощи, незамерзающий водопровод, современная дизель-электростанция. Предстоит завершить монтаж узла спутниковой связи, что обеспечит белорусских исследователей безлимитным интернетом и несколькими каналами телевидения. Продолжатся начатые ранее исследования атмосферы и других сред, будут начаты новые, в том числе в сотрудничестве с российскими коллегами.
ДОСЬЕ «СОЮЗА»
Межправительственное белорусско-российское соглашение о сотрудничестве в Антарктике было подписано в 2013 году, на его основе ежегодно заключаются договоры о взаимодействии в сфере исследований на Шестом континенте.
bibikov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Алексей МАТЮШ