Встреча под огнем

Кровопролитный бой во время прорыва фашистской блокады разлучил родных братьев

Кровопролитный бой во время прорыва фашистской блокады разлучил родных братьев


В начале лета 44-го Сенненская партизанская бригада, которой командовал подполковник Василий Леонов, под напором фашистов, затеявших жестокую карательную операцию под кодовым названием "Баклан", с боями отступала в леса


на стыке Чашникского, Лепельского и Борисовского районов. В тяжелейшей, полной драматизма обстановке, один из "леоновцев" встретил родного брата, с которым давно не виделся.


- В семье я младший из троих братьев, - вспоминает пенсионер, заслуженный деятель культуры БССР Дмитрий Марченко, почти 40 лет отработавший в Государственном комитете по телевидению и радиовещанию. - Со средним, Николаем, мы воевали в одной бригаде, а вот старший, Федор, в 42-м ушел в Смоленский партизанский полк. Кто бы мог подумать, что мы встретимся с ним накануне прорыва фашистской блокады на лесной партизанской базе неподалеку от реки Эссы! Его соединение направилось в Ушачскую зону, а он остался разведчиком при нашем взводе. Однако не успели мы, трое братьев, обняться, поговорить, как над деревьями появились фашистские самолеты. Затрещали пулеметы, вокруг стали рваться бомбы...


Когда началась Великая Отечественная, Дмитрию Марченко из деревни Заполье Сенненского района было 15. Партизанское движение набирало силу, и братья ушли в леса. В 43-м его отряд, которым командовал Александр Клячин, участвовал в штурме фашистского гарнизона, расквартированного в деревне Белица.


- Неподалеку от деревни располагалась ровная площадка, где можно было бы разместить аэродром, поэтому и решили выбить оттуда фрицев, - рассказывает Марченко. - Они хоть и запросили подкрепления в Сенно, но это не помогло. Мы успешно завершили операцию, после которой аэродром, снабжавший многие партизанские бригады боеприпасами и продовольствием, действовал несколько месяцев. С него отправляли и раненых на "большую землю". Нашему отряду за это вручили Красное знамя, вышитое местными жителями.


Во второй половине мая 1944-го гитлеровцы поняли, что в Сенненском, Оршанском, Толочинском и Богушевском районах их ждут крупные неприятности. Поэтому ввели на их территорию 3-ю танковую и 4-ю полевую армии. Не щадили фашисты и местных жителей. Во время этой карательной операции сожгли родное для Марченко Заполье.


- Помню, мы проходили неподалеку от деревни Черная Лоза, а затем фашисты "заперли" нас в лесу, - восстанавливает события тех далеких дней Марченко. - На зимней партизанской базе, где обосновалось несколько тысяч человек, были съедены все припасы. Ночью с 7 на 8 июня где-то между деревнями Адамовка и Селец мы вышли на просеку, растянулись цепью и получили приказ: "Стрелять перед собой, во что бы то ни стало выйти на шоссе".


- Несмотря на адский шквал огня, отрядам Клячина и Захарова удалось вырваться из окружения, - продолжает рассказ Дмитрий Николаевич. - Однако я, а также еще человек 20 напоролись на вражескую засаду и вынуждены были остаться в лесу. После этого я и потерял из виду старшего брата.


Василий Леонов, которому было поручено командовать объединенными силами партизан, принял решение не губить людей, которые не сумели выйти из вражеского кольца, а отойти еще дальше, в Домжерицкие болота к озеру Палик. Оттуда они еще раз прорывались 16 июня. Исследователи утверждают, что это одна из самых малоизвестных и трагических страниц истории партизанского движения в Беларуси. Например, Марченко, встречавшийся после победы со своими командирами, утверждает, что из 2.300 человек его бригады живыми оттуда вышли около 1.900...


Самому Марченко, чтобы не попасть в руки гитлеровцев, непрестанно прочесывавших лес после атаки партизан, два дня пришлось просидеть на ели. Окрестными болотами и тропами только 10 июня измученным партизанам удалось выйти к деревне Забаенне. Свой отряд они нагнали у деревни Лавки, который 26 июня в Черее соединился с регулярными частями Красной Армии, освобождавшими Чашникский район в ходе операции "Багратион".


На склоне лет Дмитрий Николаевич, живущий сейчас в Минске, хочет еще раз приехать туда, где в июне 44-го гремел страшный бой. Он связался с местным поисковым отрядом и надеется, что с его помощью удастся обнаружить место, где могут покоиться останки брата.


Фото предоставлено историко-краеведческим клубом "Нашчадкi" Слободской средней школы Лепельского района Витебской области.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter