Встреча на Эльбе

Александр Сильвашко, 86–летний участник знаменитой встречи красноармейцев и американских джи-ай, помнит ее в деталях

Александр Сильвашко, 86–летний участник знаменитой встречи красноармейцев и американских джи-ай, помнит ее в деталях


То ли эпоха выбирает в качестве своих символов людей необыкновенных. То ли человек, волей судьбы ставший этим символом, обретает какие–то необыкновенные качества.


Неуверен, что живого человека можно считать символом, но факт, что лейтенант Сильвашко стал, пожалуй, самым знаменитым советским солдатом. Знаменитым именно на Западе, где наша Великая Победа считается совместной победой сил антигитлеровской коалиции. Это его рукопожатие на опорах разрушенного моста с американским лейтенантом Биллом Робертсоном, запечатленное репортером 25 апреля 1945 года, облетело весь мир. Так Сильвашко стал для мира олицетворением нашего солдата–победителя. Так его воспринимают и сейчас.


Недавно Александр Сафронович в очередной раз вернулся из Германии, куда его традиционно — с 1946 года! — приглашает бургомистр города Торгау. Того самого, где и произошла знаменитая встреча. Где он едва не «подстрелил» своего побратима, впоследствии ставшего знаменитым нейрохирургом. Где он в очередной раз рассказывал местным репортерам подробности.


Тогда Сильвашко, командир взвода автоматчиков, вышел к Эльбе. Ясно, что не первым из наших. Но в тот момент лейтенант Робертсон на другом берегу реки, забравшись на крышу кирхи, размахивал американским флагом и что–то кричал. Поскольку война продолжалась и случались провокации (за американцев, бывало, выдавали себя немцы), Сильвашко предложил артиллеристам выпустить по кирхе пару снарядов... Попали, но американец уцелел и пополз к мосту. Поняв, что это союзник, навстречу двинулся Сильвашко.


Дальнейшее известно, но надо напомнить. Лейтенанты обнялись перед объективом и разошлись — доложить о событии каждый своему начальству. Сильвашко доложил заместителю командира полка майору Ларионову. Во главе с ним небольшая делегация и двинулась — на радостях, по приглашению союзников — в американский штаб... Потом эту вольность командование сочтет непозволительной. Ларионова отправят с фронта. В тылу он вскоре умрет...


В последний раз Сильвашко гостил в Торгау пять лет назад. Тогда с ним было немало других, менее знаменитых, но тоже реальных участников братаний на Эльбе. В этот раз он был один. Больше магистрат никого из ветеранов–очевидцев пригласить не смог: в живых никого не осталось. Лейтенант Робертсон умер еще в 1999–м.


Уж как хотите, но даже в этом я вижу необыкновенность Александра Сильвашко. Ему без малого 87 лет! Он сохранил редкостную для такого возраста ясность ума и памяти. Сохранил работоспособность и должное здоровье! В Германию летел самолетом без сопровождающего, которого предлагало наше Министерство обороны, отказался: «Сам справлюсь». Справился, как и подобает солдату.


Напомню, что газета уже рассказывала о военной и мирной жизни Александра Сильвашко — в статье «Солдаты Эльбы: мы еще повоюем!» 8 мая 2001 года. Как величайшую реликвию храню тот самый, увеличенный снимок, надписанный мне тогда хозяином дома. Сейчас у него таких вовсе не осталось!


И еще одно недоразумение. 6 мая Сильвашко собирался выступить в школе деревни Дробовщина. Я гнал машину, чтобы быть на этой встрече и заснять ветерана с детьми. Успел к сроку, но событие уже закончилось. Оказалось, что Сильвашко попросил провести его раньше — чтобы встретить журналиста дома. Здесь и встретил. И уже снял китель с наградами. Праздник праздником, но есть и дела. Хозяину звонят, куда–то зовут, и он обещает ровно через полчаса быть. По–прежнему деловит, пунктуален и, представьте, еще ездит за рулем! Недавно проходил медкомиссию: противопоказаний нет! Возле машины, в повседневной одежде без орденов, я его и сфотографировал на прощанье. Так, думаю, правильнее. Война в прошлом, жизнь продолжается. Многих лет вам, Александр Сафронович! С праздником Победы!


Клецкий район, д. Морочь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter