Встреча молодых
23.02.2013 01:00:00
С учетом того, что движение кортежа выстроено в соответствии с направлением движения солнца, свадебный “поезд” должен подъехать к дому невесты со стороны восхода небесного светила, а прокат микроавтобусов в Санкт-Петербурге поможет сделать это красиво. На пороге молодоженов встречают родители невесты и на протяжении 1—2 дней свадьба проходит в доме молодой с преимущественным участием ее родни и некоторых приглашенных со стороны жениха.
После того как в доме невесты будет поделен каравай, собрано приданое, молодые едут продолжать свадьбу в доме жениха. Свадебный кортеж и в этом случае должен выполнить общее требование: подъехать к дому по солнцу. На пороге их встречают родители жениха, продолжится и закончится свадебное торжество с участием родни жениха и приглашенных гостей со стороны невесты.
Так поступали наши прародители, но еще и сегодня в некоторых регионах нашей страны можно наблюдать именно такой ход свадьбы. Самое главное условие — движение по солнцу и замыкание двух семей, которые породнились, в круг.
Нашим современникам искренне хочется пожелать также закончить движение свадебного кортежа по кругу, тем самым замкнуть его, а для этого необходимо вернуться, пусть даже на непродолжительное время, в родительский дом — скорее всего, это должен быть дом родителей жениха.
Обратите внимание: хлеб-соль, с которым родители будут встречать молодых, должны лежать не на белой части рушника, а на красных его концах, сведенных вместе (середину рушника можно сложить в несколько раз).
Хлеб-соль держит мать молодой, а отец на подносе — бутылку с водкой и две рюмки. Отец наливает молодым по рюмке водки (в прежние времена это была медовуха), но пить ее нельзя. Молодые должны поднести рюмки к губам и тут же правой рукой выплеснуть содержимое через левое (!) плечо за спину. С правой стороны у человека находится ангел-хранитель, а с левой — змей-искуситель, поэтому спиртное и нужно выплеснуть через левое плечо как оберег от нечистой силы. Этот ритуал повторяется два раза. За третьим разом рюмки необходимо выбросить вместе с содержимым, опять-таки правой рукой через левое плечо.
Каравай, с которым встречают молодых, нельзя кусать и ломать, его можно только трижды поцеловать.
Во-первых, отношение к хлебу всегда было бережное. Хлеб нельзя ломать, бросать, переворачивать. Откуда сегодня появилась традиция кусать или ломать хлеб на свадьбе, приговаривая: “Кто больше откусил, тот и глава в семье”?! Главой семьи всегда был муж. И не стоит нарушать многовековые устои. Во-вторых, ломая или кусая хлеб, можно просыпать соль, что всегда было плохой приметой. Существует только одно правильное решение — хлеб-соль трижды поцеловать и принять его как первый и самый дорогой свадебный подарок, символизирующий счастливую семейную жизнь молодых. Этот каравай молодая семья хранит всю жизнь, переходит с ним из дома в дом, провожает сына в армию и т. п., а может съесть в течение первой свадебной недели ни с кем не делясь, никого не угощая. Заметим, что в древности существовал обычай ломать специальный хлеб над головой невесты как символ того, что она должна утратить девственность и стать женщиной — продолжательницей рода.
Очень большое значение придавалось первому совместному входу молодых в дом. Родители встречают молодых у порога своего дома. Еще раз подчеркнем — именно своего! Вход в ресторан или столовую не может заменить порог родного дома и не может быть местом для выполнения сакрального ритуального действия. Тем временем бабушка или кто-то другой кладет на порог новый разомкнутый замок, сверху закрывает его рушником. Эта дорога — рушник, постеленный через порог — напоминает калиновый мост через огненную реку из сказки. Герой должен спасти свою невесту — перенести ее из царства Кощея Бессмертного. Поэтому и наши молодые должны оказаться в доме необычным образом. Жених берет невесту на руки, становится на одно красное поле рушника (оно находится перед порогом дома) и переносит ее через порог, становясь на второе красное поле: оно находится уже в пространстве дома.
Как только молодые переступят через порог, бабушка скатывает рушник и прячет под замок. При этом ключи отдает родителям жениха, а замок — родителям невесты. Символика этого ритуального действия проста и понятна: как никто не сможет отомкнуть этот замок, так никто не в силах будет разлучить эту семью.
В былые времена в доме молодых ждал бы праздничный стол. Их почетное место — в красном углу. Сегодня праздничный стол находится в общественном пункте питания (столовой, кафе, ресторане). Но давайте сохраним хотя бы частичку народных традиций, за которыми стоит глубокая память о наших предках. Сидеть в красном углу, т. е. в непосредственной близости от икон, разрешалось только в трех случаях: молодым — на свадьбе, крестным родителям — на крестинах, самым старым людям и священнику — на поминках. Всю свадьбу молодые сидели под образами, принимая всю святость этого сакрального места — красного угла. Тем самым уже с первой минуты закладывалась, моделировалась перспектива этой семьи — они с уважением будут относиться к родительскому дому, но со временем создадут свой красный угол — построят свой дом! Так, может быть, стоит сначала усадить молодых, пусть на 10—15 минут, в красный угол, чтобы они прочувствовали всю ответственность произошедшего и одновременно символически оказались “привязанными” к родному дому. А вот после этого можно дружно отправляться туда, где вы запланировали провести семейное торжество.