Встреча молодых

В современных городских свадьбах распространен обычай завершать маршрут свадебного кортежа у порога столовой, кафе или ресторана, возле которого молодых будут встречать родители. Однако знаете ли вы, что не стоит торопиться ехать туда сразу же после бракосочетания или венчания? Об этом мы поговорим сегодня в очередной публикации цикла о свадебных обрядах.

С учетом того, что движение кортежа выстроено в соответствии с направлением движения солнца, свадебный “поезд” должен подъехать к дому невесты со стороны восхода небесного светила, а прокат микроавтобусов в Санкт-Петербурге поможет сделать это красиво. На пороге молодоженов встречают родители невесты и на протяжении 1—2 дней свадьба проходит в доме молодой с преимущественным участием ее родни и некоторых приглашенных со стороны жениха.
После того как в доме невесты будет поделен каравай, собрано приданое, молодые едут продолжать свадьбу в доме жениха. Свадебный кортеж и в этом случае должен выполнить общее требование: подъехать к дому по солнцу. На пороге их встречают родители жениха, продолжится и закончится свадебное торжество с участием родни жениха и приглашенных гостей со стороны невесты.
Так поступали наши прародители, но еще и сегодня в некоторых регионах нашей страны можно наблюдать именно такой ход свадьбы. Самое главное условие — движение по солнцу и замыкание двух семей, которые породнились, в круг.
Нашим современникам искренне хочется пожелать также закончить движение свадебного кортежа по кругу, тем самым замкнуть его, а для этого необходимо вернуться, пусть даже на непродолжительное время, в родительский дом — скорее всего, это должен быть дом родителей жениха.
Обратите внимание: хлеб-соль, с которым родители будут встречать молодых, должны лежать не на белой части рушника, а на красных его концах, сведенных вместе (середину рушника можно сложить в несколько раз).
Хлеб-соль держит мать молодой, а отец на подносе — бутылку с водкой и две рюмки. Отец наливает молодым по рюмке водки (в прежние времена это была медовуха), но пить ее нельзя. Молодые должны поднести рюмки к губам и тут же правой рукой выплеснуть содержимое через левое (!) плечо за спину. С правой стороны у человека находится ангел-хранитель, а с левой — змей-искуситель, поэтому спиртное и нужно выплеснуть через левое плечо как оберег от нечистой силы. Этот ритуал повторяется два раза. За третьим разом рюмки необходимо выбросить вместе с содержимым, опять-таки правой рукой через левое плечо.
Каравай, с которым встречают молодых, нельзя кусать и ломать, его можно только трижды поцеловать.
Во-первых, отношение к хлебу всегда было бережное. Хлеб нельзя ломать, бросать, переворачивать. Откуда сегодня появилась традиция кусать или ломать хлеб на свадьбе, приговаривая: “Кто больше откусил, тот и глава в семье”?! Главой семьи всегда был муж. И не стоит нарушать многовековые устои. Во-вторых, ломая или кусая хлеб, можно просыпать соль, что всегда было плохой приметой. Существует только одно правильное решение — хлеб-соль трижды поцеловать и принять его как первый и самый дорогой свадебный подарок, символизирующий счастливую семейную жизнь молодых. Этот каравай молодая семья хранит всю жизнь, переходит с ним из дома в дом, провожает сына в армию и т. п., а может съесть в течение первой свадебной недели ни с кем не делясь, никого не угощая. Заметим, что в древности существовал обычай ломать специальный хлеб над головой невесты как символ того, что она должна утратить девственность и стать женщиной — продолжательницей рода.
Очень большое значение придавалось первому совместному входу молодых в дом. Родители встречают молодых у порога своего дома. Еще раз подчеркнем — именно своего! Вход в ресторан или столовую не может заменить порог родного дома и не может быть местом для выполнения сакрального ритуального действия. Тем временем бабушка или кто-то другой кладет на порог новый разомкнутый замок, сверху закрывает его рушником. Эта дорога — рушник, постеленный через порог — напоминает калиновый мост через огненную реку из сказки. Герой должен спасти свою невесту — перенести ее из царства Кощея Бессмертного. Поэтому и наши молодые должны оказаться в доме необычным образом. Жених берет невесту на руки, становится на одно красное поле рушника (оно находится перед порогом дома) и переносит ее через порог, становясь на второе красное поле: оно находится уже в пространстве дома.
Как только молодые переступят через порог, бабушка скатывает рушник и прячет под замок. При этом ключи отдает родителям жениха, а замок — родителям невесты. Символика этого ритуального действия проста и понятна: как никто не сможет отомкнуть этот замок, так никто не в силах будет разлучить эту семью.
В былые времена в доме молодых ждал бы праздничный стол. Их почетное место — в красном углу. Сегодня праздничный стол находится в общественном пункте питания (столовой, кафе, ресторане). Но давайте сохраним хотя бы частичку народных традиций, за которыми стоит глубокая память о наших предках. Сидеть в красном углу, т. е. в непосредственной близости от икон, разрешалось только в трех случаях: молодым — на свадьбе, крестным родителям — на крестинах, самым старым людям и священнику — на поминках. Всю свадьбу молодые сидели под образами, принимая всю святость этого сакрального места — красного угла. Тем самым уже с первой минуты закладывалась, моделировалась перспектива этой семьи — они с уважением будут относиться к родительскому дому, но со временем создадут свой красный угол — построят свой дом! Так, может быть, стоит сначала усадить молодых, пусть на 10—15 минут, в красный угол, чтобы они прочувствовали всю ответственность произошедшего и одновременно символически оказались “привязанными” к родному дому. А вот после этого можно дружно отправляться туда, где вы запланировали провести семейное торжество.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter