Ворота из Беларуси в Литву: замок в Мядининкай и Острая брама в Вильнюсе

Вспомню Острую браму святую

С чего начинается Вильнюс? Конечно же, с Замковой горы, где была резиденция великих князей литовских. Но для белорусов этот город начинается от Острой брамы. Именно к ней ведет прямая дорога от Минска. Не случайно эти въездные ворота, сохранившиеся с XVI века, как никакое другое место опеты нашими поэтами.

Острая брама и оборонительная стена Старого города. Фото 1968 г.

Вспомним начало самого яркого стихотворения, посвященного браме, — Максима Богдановича:

Толькi ў сэрцы трывожным пачую

За краiну радзiмую жах,

Ўспомню Вострую браму святую

I ваякаў на грозных канях.

Классик писал эти строки в 1916 году в Минске, вспоминая свой единственный визит в Вильну в 1911–м. Он обратил внимание на украшающий ворота герб Великого княжества Литовского «Погоня». Вот откуда взялись в сочинении Богдановича «ваякi».

Улица Аушрос Варту. Часовня с иконой Божьей Матери. Фото Яна Булгака. 1914 г.

А с обратной стороны величественного сооружения, в пристроенной часовне, светится, привлекая миллионы паломников со всего мира, образ Божьей Матери Остробрамской. Перед ней молились в 1993 году Папа Римский Иоанн Павел II, в 1997–м — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Брама воистину «святая».

Фасад сохранил отделку в стиле ренессанса с XVII столетия. На высоте второго и третьего ярусов заметны бойницы — когда–то из них обстреливали неприятеля. Стену украшает фреска с изображением Христа, раскрытая недавно реставраторами, — Иисус приветствует всех, с миром входящих в сей град.

Название «Острая брама» известно с 1594 года. А на плане Вильны 1581–го авторства Георга ван Бруйнена и Франса Гогенберга она еще подписана как «Немецкие ворота», вероятно, потому что недалеко отсюда улица Немецкая, где селились выходцы из германских городов Прибалтики.

Острая же оттого, что за ней начиналось предместье — Острый конец.

Икона Матери Божьей Остробрамской

Почитаемая христианами икона Божьей Матери появилась здесь в XVII веке. Монахи ордена кармелитов пристроили к воротам сначала деревянную, а после пожара 1711 года каменную часовню. В 1829 году она приобрела современный вид в стиле классицизма. Вход в часовню со стороны улицы Аушрос Варту — по галерее, сооруженной в конце XVIII столетия. По ней можно попасть и в близлежащий костел Святой Терезы.

По традиции верующие должны подниматься к иконе на коленях — по ступеням галереи. Образ Божьей Матери считается чудотворным. О случаях исцеления свидетельствуют воты — серебряные фигурки, которыми украшен интерьер часовни. Их жертвовали люди со всей Литвы и Беларуси.

Фото Сергея Плыткевича

Впрочем, как выяснили искусствоведы, икона Божьей Матери Остробрамской — дело рук человеческих. Она написана в 1620 — 1630–е годы, вероятно, кем–то из круга голландского художника Маартена де Воса, современника и соратника Питера Брейгеля Старшего.

Литовцы говорят «Аушрос вартай», что значит «ворота Зари». А древнейшее их наименование — Мядининкские, известное с 1514 года. На пути из Минска в столицу Литвы стоит древняя каменная крепость. Находится она в деревушке Мядининкай (Медники), в 2 километрах от государственной границы с Беларусью.

Мядининкай. Замок. Рисунок Язепа Дроздовича. 1929 г.

Первая улица, ведущая в Мядининкай с Минского шоссе, носит имя Кастуся Калиновского. Это не случайно, ведь Калиновский под псевдонимом «Яська–гаспадар з–пад Вiльнi» был известен тут, когда руководил восстанием против царского самодержавия. Далее съезжаем на улицу Пилес (Замковую). По ней мы приближаемся к главной цели путешествия — крепости.

Название селения происходит от литовских слов «мядис» — «лес» и «мядининкас» — «лесник». Действительно, здесь когда–то была непроходимая пуща.

Как и почему был построен замок, нет точных сведений. Народная легенда утверждает, что Кревскую и Мядининкскую крепости строили боги и великаны. Они были такие сильные, что бросали друг другу стройматериалы — валуны — на многокилометровые расстояния. Здешний замок действительно похож на Кревский: оба из полевых валунов и кирпича. Впервые упомянут в 1387 году в «Описании литовских дорог» — справочнике, составленном в канцелярии Тевтонского ордена на основании сообщений лазутчиков, купцов и рыцарей, бывавших в ВКЛ.

В 1402 году произошло одно из нападений крестоносцев на цитадель. Вместе с немцами осадил замок брат Ягайло Свидригайло, желавший с иностранной помощью захватить власть в стране.

Упоминается замок — «Медники каменъ» — в реестре городов Восточной Европы «А се имена всем град русских далним и ближним» с подзаголовком: «А се Литовьскыи». Этот список помещался в конце русских летописей XV — XVII веков. Как видим, Медники назван городом и русским, и литовским. Что это значит? Очевидно, здесь тогда жили и литовцы, и люди православного вероисповедания — предки белорусов, которых тогда называли «русскими» (не путать с современным значением этого слова!).

В XV веке замок уже не играл значительной роли как оборонительный центр. Его не ремонтировали, и стены рушились... Зигмунд фон Герберштайн, посол Священной Римской империи, проезжавший через Медники в 1517 году, засвидетельствовал, что крепость оставлена обитателями.

Французы зимой 1812 года грелись тут по пути бегства из России и устроили пожар...

Во время Первой мировой войны немецкие оккупанты приказали свозить валуны из замка на мощение дороги. Но не успели разобрать вековые стены...

Значение заброшенной цитадели как памятника архитектуры и культуры стали понимать лишь в XIX столетии. Тогда здесь побывали исследователи истории Литвы, уроженцы Беларуси Теодор Нарбут, Владислав Сырокомля. Они своими публикациями пробудили интерес общества к необычному месту. Еще один наш земляк — художник Винценты Дмоховский изобразил руины на картине в 1853 году, а другой — Наполеон Орда, приехавший сюда в 1870–е, отобразил на своей акварели старые стены. В 1929 году их зарисовал белорусский график Язеп Дроздович.

В 1920–е — 1930–е и 1950–е — 1970–е годы уцелевшие укрепления законсервировали. А в наши дни восстановили башню, теперь в ней музей.

Пройдя под Мядининкскими воротами — Острой брамой, поклонившись иконе Матери Божьей, загляните и в Мядининкай — эти «ворота» из Литвы в Беларусь.

vk@sb.by

Советская Белоруссия № 64 (24694). Суббота, 4 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter