Вспоминать — тяжело, забыть — невозможно

Письмо в редакцию
До сих пор мы живем с ранами в сердце и душе. Вспоминать перенесенные ужасы — тяжело, забыть — невозможно. Фашизм обесценил самое главное на земле — человеческую жизнь. Забвение здесь — опасно. Для нас свята память о наших близких и родных, замученных и сожженных гитлеровцами в печах крематориев, о миллионах погибших в тюрьмах, концлагерях, о павших на полях сражений. Нам пришлось пройти через «фабрики уничтожения». Смерть, поставленная на поток, приносила фашистам доход. Освенцим — самое большое кладбище в мире без могил и крестов.

Наша жертвенность, наши душевные и физические раны не забыты. Хотя до сих пор статуса узников фашизма у нас нет. Мы боролись за выживание, оставаясь патриотами. Наших близких, родных вместе с детьми отправляли в лагеря смерти за участие в партизанском движении или помощь партизанам. Там они считались политическими, взрослые и дети носили красный треугольник. Возвратиться оттуда можно было лишь в виде пепла, дыма крематориев. Измученные, истощенные, униженные, больные люди мечтали вырваться из этого ада. «Только бы попасть на Родину и там умереть», — слова моей матери.

Мы благодарны Всевышнему и воинам–освободителям, подарившим нам вторую жизнь, преклоняем пред ними колени и до конца своих дней будем помнить об этом. Нас приглашают в школы, училища, вузы, гимназии, внимательно слушают наши воспоминания. Для многих из нас такие встречи — это бессонные ночи до и после выступления. С каждым днем нас все меньше и меньше. В Беларуси бывших узников осталось лишь около 700 человек, а всего жертв нацизма — около 130 тысяч. Насколько позволит здоровье, мы будем нести эстафету памяти о той страшной войне, чтобы зло не повторилось.

Александра БОРИСОВА, председатель правления общественного объединения «Белорусская ассоциация бывших узников германских концлагерей и участников антифашистского сопротивления в годы Великой Отечественной войны», Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter