Вскрытие вены

О саммите Организации американских государств

Одно из главных событий минувшей недели — 5–й саммит Организации американских государств (ОАГ) в городе Порт–оф–Спейн в островном государстве Тринидад и Тобаго. Этот форум новая администрация США попыталась использовать в качестве отправной точки для перестройки курса Соединенных Штатов в отношении стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В нем приняли участие лидеры 34 государств Западного полушария, кроме Кубы, членство которой в ОАГ было приостановлено в 1962 году по настоянию Вашингтона.


Накануне саммита Барак Обама сказал, что не будет делать громких заявлений и комментариев в ходе встречи, предпочтет выслушать мнения и предложения своих собеседников. Примечательно, что еще до прибытия в Порт–оф–Спейн Обама отменил ряд прежних ограничений на контакты с Кубой. Были смягчены, в частности, ограничения на денежные переводы на Кубу и поездки кубинских эмигрантов на родину. Рауль Кастро в свою очередь заявил, что готов обсуждать с США любые темы, включая права человека, судьбу политических заключенных и свободу слова.


Барак Обама публично пообещал открыть новую страницу в отношениях между США и странами региона. Соединенные Штаты, по его словам, будут относиться к странам Латинской Америки и Карибского бассейна как к равноправным партнерам. «Я обещаю вам, что мы будем стремиться к равноправному партнерству, основанному на принципах взаимного уважения, общих интересах и ценностях. В наших отношениях не должно быть старших и младших», — подчеркнул глава Белого дома. Это высказывание произвело должное впечатление.


На пресс–конференции в Порт–оф–Спейне один из журналистов поинтересовался у президента США, можно ли говорить о каких–то особенностях «доктрины Обамы». Имелись в виду положения и позиции, сформулированные американским лидером на встрече G20 в Лондоне, в ходе юбилейного саммита НАТО в Страсбурге — Келе, в рамках саммита США — ЕС в Праге и на данном «саммите Америк». И хотя президент США уклонился от того, чтобы дать четкое определение «доктрины Обамы», он все же выделил наиболее существенные моменты, которые, по его мнению, надо иметь в виду в контексте внешнеполитических приоритетов его администрации.


Прежде всего, это тезис о том, что, являясь наиболее мощной и влиятельной державой в мире, Соединенные Штаты все же не могут решать международные проблемы в одиночку и только на основе своих собственных подходов. Другие государства, даже небольшие, могут иметь оригинальные идеи, которые необходимо учитывать. США, таким образом, должны прислушиваться к иным мнениям, а не просто навязывать свою волю.


Во–вторых, продолжал Обама, лидерство Соединенных Штатов на мировой арене должно осуществляться на основе силы примера, привлекательности идеалов. При этом он упомянул такие ценности, как демократия, свобода слова и религии, развитие гражданского общества и ограничение вмешательства государства в жизнь граждан.


Кроме того, по мнению Барака Обамы, необходимо отбросить старые стереотипы и идеологические догмы, которые мешают видеть мир таким, каким он есть на самом деле, затуманивают верное определение перспектив. Союзникам Америки, таким как Мексика и Колумбия, сказал президент США, будет легче иметь дело с нами, когда другие страны «будут видеть, что мы не застыли в рамках политических установок, созданных еще до того, как я родился». Так, очевидно, что жесткая линия США в отношении Кубы не принесла тех результатов, на которые рассчитывали ее инициаторы.


И, наконец, не следует преувеличивать значение тех или иных знаков и действий и усердно выискивать в них скрытый смысл. Иногда рукопожатие — это только рукопожатие, а подаренная книга — просто подарок, не более того. Среди республиканцев и в консервативной прессе США был поднят шум по поводу рукопожатия Обамы и венесуэльского президента Уго Чавеса, когда они как бы случайно столкнулись в фойе заседания. «Я хочу быть твоим другом», — приветствовал коллегу Уго Чавес, а Барак Обама по–испански спросил, как дела у его собеседника. Позднее глава Венесуэлы преподнес американскому президенту популярную среди латиноамериканских левых книгу уругвайского публициста Эдуардо Галеано «Вскрытые вены Латинской Америки: пять веков грабежа континента». В ней повествуется о пяти столетиях ограбления латиноамериканских народов сначала испанскими завоевателями, а затем Соединенными Штатами...


«Маловероятно, что в результате моего рукопожатия и вежливого разговора с мистером Чавесом стратегические интересы Соединенных Штатов поставлены под угрозу», — иронично заметил Барак Обама. Уже в ходе «саммита Америк» стало известно, что Каракас намерен восстановить полномасштабные дипотношения с Вашингтоном.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter