Кинематографическое лето без нас

Всхлип на набережной Круазет

Хочу! Хочу увидеть, как пройдется по красной ковровой дорожке кто-нибудь из белорусских кинематографистов. И не просто пройдется, а поднимется на сцену и привезет домой “Золотую пальмовую ветвь”. Ну хотя бы раз в жизни, хотя бы “веточку”. Мы ведь уже были на полпути к этой цели: Сергей Лозница получал приз ФИПРЕССИ в Каннах за картину “В тумане” по повести Василя Быкова.



Хочу! Хочу, чтобы кто-нибудь снял фильм о продвинутой матери-одиночке, директоре химического комбината, которая добилась всего сама и встретила в электричке свое счастье с чужим самоваром. Снял и получил “Оскар”. Ну почему, если у Меньшова получилось, не может получиться у Кудиненко, Рыбарева, Никифорова, Ефремова, Павлова?.. Ау, земляки!

Ладно, “Оскар” — кто о нем только не грезит. Это “родовая травма” многих киношников. Лос-Анджелес далеко, где-то за океаном. Есть места и поближе, где мы могли бы проявить себя. Лето — время “сбычи мечт”!

В Сочи проходит открытый российский кинофестиваль “Кинотавр”. Ну и что, что фестиваль российский? Кроме основного конкурса есть там и параллельные программы, где белорусское кино могло бы заявить о себе. Хотя бы в составе копродукции. Но нас там нет который год. Если продюсера Сергея Сельянова и его студию СТВ мы еще как-то заинтересовали своим потенциалом, в результате чего появился на свет фильм Ильмара Раага “Я не вернусь”, то вот председателя “Кинотавра” Александра Роднянского, продюсера Андрея Звягинцева и Федора Бондарчука явно оставляем пока равнодушными. Не прельщает Роднянского наш кинорынок. Обидно, честное слово, обидно, как говорил товарищ Саахов из “Кавказской пленницы”.



Или вот. 19 июня в Москве открывается 37-й Московский международный кинофестиваль. И снова мы в пролете. В 35-м ММКФ участвовала совместная белорусско-российская картина Константина Лопушанского “Роль” с Максимом Сухановым в главной роли. Картина сложная, многоуровневая. Лопушанский во многом последователь эстетики своего учителя Андрея Тарковского, на съемках “Сталкера” работал ассистентом. По разным причинам “Роль” осталась без призов, фестиваль — всегда лотерея, но это не повод опускать руки. В конкурсе ММКФ есть кино из Казахстана и России. Чаще всего это кино понятное, бытовое, иногда чересчур сентиментальное. Оно вполне могло было быть снято и в Беларуси. Постсоветский кинематограф в лучших своих проявлениях говорит об одних и тех же проблемах.

По отдельности, когда знакомишься с нашими творцами, — все они вроде бы талантливые, интересные люди, способные долго и обстоятельно рассказывать о “подводных камнях” профессии, о своем видении той или иной темы, о случайной встрече с Феллини в римской кафешке. О том, как похлопал по плечу Андрей Кончаловский или дал ценный совет Сергей Бондарчук. Даже ученики Александра Довженко еще в строю. Все эти истории, конечно, увлекательны и поучительны. Но как доходит до дела, в одну действующую конкурентоспособную индустрию творческие потуги никак не складываются. Наши анимация и документальное кино давно обогнали кино игровое. Никого не удивишь тем, что Игорь Волчек, Галина Адамович, Юрий Горулев или Виктор Аслюк получили очередной приз в России или Западной Европе. К хорошему привыкаешь быстро. И к этому факту мы привыкли. Теперь хочется, чтобы в Минске снимали не только сериалы. Мы достойны большего.

Недавно в сети шумно отметили 35-летие фильма “Дикая охота короля Стаха”, получившего в свое время немало призов за художественную целостность в Европе и США. Заодно вспомнили и о 75-летии режиссера-постановщика этой картины Валерия Рубинчика. В одной из восхищенных статей, посвященных фильму, глаз зацепился за словосочетание “белорусский морок”. Неужели он окончательно окутал наше кино? Включите софиты!..

pepel@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter