Всемирный атом

Благодаря АЭС наша страна останется в глобальном энергетическом тренде
Интересная новость. Одна из самых дорогостоящих атомных станций в мире — Hinkley Point C — будет построена на юго-западе Англии. Ход этому проекту дала лично премьер-министр Великобритании Тереза Мэй. Общая его стоимость оценивается в 18 млрд фунтов, или 24 млрд долларов. Решение официального Лондона оказалось не только экономическим, но и геополитическим. И разбило целый ряд антиатомных стереотипов последних лет.



Hinkley Point C станет первой атомной электростанцией, построенной в Западной Европе после аварии на “Фукусиме”. И этот факт самым красноречивым образом говорит о том, что атомные фобии европейцев уступили место здравому прагматизму. Причем не только экономическому. Налицо и чисто геополитический смысл британ-

ского решения. Дело в том, что в английском атомном проекте заинтересованы сразу две страны. Во-первых, Франция, чья энергетическая компания EDF будет строить два энергоблока. Во-вторых, КНР: китайской компании CGN принадлежит треть акций будущей АЭС. Поэтому именно с этим проектом многие аналитики связывают улучшение отношений между Великобританией и Китаем.

На этом фоне давнишние претензии Литвы к самому факту строительства АЭС в нашей стране вызывают недоумение. Кандидат философских наук и магистр технических наук Виталий Демиров видит в них, скорее, инерционный момент — превалирование политической конъюнктуры над здравым экономическим смыслом:

— Обратите внимание, ведь и введение экономических санкций Евросоюза против России было многими в ЕС воспринято крайне болезненно. Однако произошло то, что произошло: политические соображения оказались превыше. Думаю, подобное уместно предположить и в отношении ситуации восприятия Литвой нашей будущей АЭС. 

В регионе возводится сразу не-сколько станций: Калининград-ская, Ленинградская, в Польше и наша. Несложно спрогнозировать, что переизбыток электроэнергии приведет к снижению цен на нее. В том числе и для Литвы. Кроме того, появляется реальная возможность трудоустройства высококлассных литовских атомщиков — по сути, штучных специалистов, — оказавшихся после закрытия Игналинской АЭС не у дел.

Возможно, все большее понимание этого способствует тому, что восприятие Белорусской АЭС пусть медленно, но все же меняется к лучшему. На днях директор департамента предотвращения загрязнений Министерства окружающей среды Литвы Виталиус Ауглис заявил, что его страна видит прогресс в переговорном процессе по нашей АЭС:

— Белорусская сторона пригласила на площадку SEED-миссию. Кроме того, в Островце пройдут стресс-тесты. Но есть еще вопросы, на которые мы не получили ответов.

Однако наша страна ничего не умалчивает и не скрывает. Недавно был подготовлен очередной (седьмой) национальный доклад о выполнении Конвенции о ядерной безопасности. Этот документ иллюстрирует выполнение наших страновых обязательств в 2013—2016 годах как раз с учетом строительства первой АЭС. Особое внимание в отчете уделено изменениям, которые произошли в законодательной и регулирующей основах обеспечения ядерной и радиационной безопасности. 

А на этой неделе площадку строительства станции посетили представители Еврокомиссии.

Но вот любопытный нюанс. Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота подтвердил на днях, что и в Беларуси, и в России делается все возможное, чтобы не было ни малейших сомнений: станция в Островце будет построена на высоком профессио-нальном уровне под контролем международных организаций:

— Атомная электростанция делает (нашу страну. — Ред.) реально не только энергонезависимой, но и энергоизбыточной с точки зрения электричества. После чего многие производства можно просто перевести на электричество.

В чем же тогда, помимо чисто имиджевого, интересы России? Ведь укрепление нашей энергонезависимости однозначно приведет к снижению потребления обильно закупаемого нами сегодня российского газа. Виталий Демиров никаких противоречий в этом вопросе не видит:

— Сегодня становится все более очевидным, что эпоха углеводородов пусть и медленно, но уходит. А любое ответственное за судьбу своей страны государство мыслит стратегически. Именно поэтому приняла решение строить АЭС Великобритания. По той же причине Россия активно реализует свои атомные проекты и у себя в стране, и по всему миру. Остается в мировом энергетическом тренде и наша страна, сделав ставку на АЭС. Обратите внимание: во всем мире на электроэнергетику начинает переориентироваться транспортная сфера, автомобилестроение. Этого требуют не только новые технологические уклады, но и сама стратегия мирового развития.

26—30 сентября в Вене пройдет 60-я сессия Генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В ее работе примет участие наша делегация во главе с заместителем министра энергетики Михаилом Михадюком. 

В ходе конференции в штаб-квартире МАГАТЭ в Венском международном центре откроется экспозиция БелАЭС, где будет представлена информация о ходе реализации нашего проекта. 

Максим Осипов

osipov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter