«Всегда тянуло к новаторству и инженерному делу»

КОГДА-ТО в опустошенной войной голодной Беларуси он стоял у истоков механизации колхозов, которые должны были накормить страну. Не щадя себя, трудился по 16 часов в сутки, осваивал и внедрял в производство двигатели, оснащал фермы доильными аппаратами, изобретал всевозможные способы замены ручного крестьянского труда на механизированный, увеличивая урожаи… И сегодня Георгий ЛЕБЕДЕВ в свои 80 лет не сидит без дела: вокруг дома, им же построенного на дачном участке, — грядки и теплицы, мастерская, где он ремонтирует свой автопарк — трактор и автомобиль. Говорит, старается найти себе применение и сожалеет, что не востребован, хотя мог бы еще принести пользу нашему АПК.

Таких закаленных жизнью и трудом людей, как Георгий Лебедев, которых не покоряют время и возраст.

КОГДА-ТО в опустошенной войной голодной Беларуси он стоял у истоков механизации колхозов, которые должны были накормить страну. Не щадя себя, трудился по 16 часов в сутки, осваивал и внедрял в производство двигатели, оснащал фермы доильными аппаратами, изобретал всевозможные способы замены ручного крестьянского труда на механизированный, увеличивая урожаи… И сегодня Георгий ЛЕБЕДЕВ в свои 80 лет не сидит без дела: вокруг дома, им же построенного на дачном участке, — грядки и теплицы, мастерская, где он ремонтирует свой автопарк — трактор и автомобиль. Говорит, старается найти себе применение и сожалеет, что не востребован, хотя мог бы еще принести пользу нашему АПК.

Зато в непростое послевоенное время и в последующие десятилетия его трудолюбие, ум и талант пригодились стране. Без малого полвека отдал Лебедев механизации сельского хозяйства, пройдя все ступени как собственного профессионального роста, так и развития и реорганизации сегодняшнего объединения «Белагросервис».

Трудовой путь начал в родном Могилеве колхозником, как только освободили Беларусь от фашистов. Уже тогда про 16-летнего пацана Могилевская областная газета «За Радзіму» писала: «Ягор Лебедзеў — лепшы пахар вобласці! За 30 дзён узараў 30 гектараў на двух канях і захаваў каней».

Тогда не думал никто о такой формальности как трудовая книжка — их попросту не было, поэтому первая запись в этом важном сегодня документе Георгия Кузьмича датируется 1947 годом, когда он стал студентом Могилевского машиностроительного техникума. Все последующие — не просто трудовой стаж, а отражение истории развития системы механизации АПК Беларуси…

На последнем курсе учебы в техникуме его направили на практику в Ленинград на завод «Коминтерн», где впоследствии предложили работу, но истинный патриот вернулся в родной город.

— Я хорошо зарекомендовал себя на заводе, потому что много работал — нужны были деньги, — вспоминает Георгий Кузьмич. — Отец погиб на фронте, мать осталась в Могилеве с моими младшими братом и сестрой. Не то что на ее помощь не рассчитывал, наоборот, старался их поддержать. Денег самому едва хватало — пару сотен рублей только в месяц высылал, покупал масло в Ленинграде, которого в Беларуси не было, брал краткосрочный отпуск и ехал в Могилев. Мать меняла это масло на молоко, потому как все, что давала корова, забирал колхоз — детей кормить было нечем.

На «Коминтерне» 22-летний Егор почти сразу стал мастером участка с 72 рабочими: начальник цеха, прозвавший на редкость трудолюбивого паренька Жорой-белорусом, сразу подметил его рвение к работе и способности. И кто знает, каких высот достиг бы наш земляк, если бы не обстоятельства, которые вернули его на Родину. Началась реорганизация «Коминтерна» — Лебедеву не пришлась по душе новая должность начальника каркасного участка, к тому же вдруг заболела мать, после чего сомнения и колебания растворились: надо возвращаться домой. Так в канун наступающего 1952 года Жора-белорус приехал в Могилев. Родной город встретил его отсутствием работы, и только по счастливой случайности она нашлась… в строительно-монтажном управлении. Проработав там чуть больше года, Лебедев узнал, что сельхозакадемия в Горках объявила набор на факультет механизации людей, имеющих среднее техническое образование и стаж работы не менее трех лет.

— Я подумал: это ж мне в самый раз! И поехал сдавать экзамены, — говорит Георгий Кузьмич. — По конкурсу прошел, но работал в промышленности, а там при зачислении отдали приоритет работникам сельскохозяйственной отрасли. Так я чуть не проморгал свое будущее! Но взял напором — до ректора дошел, который, правда, меня и слушать не стал. Помог счастливый случай: секретарь парткома оказался знакомым, а ему достаточно было лишь трубку телефона снять. После сказал мне: «Заселяйся в общежитие и завтра выходи на занятия. А с ректором и проректорами я сам разберусь»…

Учился Лебедев хорошо и диплом защитил на «отлично», разработав и собрав картофелеуборочную машину. И в академии был на виду у руководства. А таких, естественно, старались оставить «при дворе». Но это не про Лебедева!

— В аспирантуру не пошел, потому что не стал защищать диссертацию, — вспоминает Георгий Кузьмич. — Взялся за тему, и сегодня злободневную: экономическая эффективность средств механизации. Разложил все по полочкам, уже отпечатал три главы, но получил отрицательный, заметьте, результат. Притом, что тогда были бесплатными топливо и электроэнергия, тонна металла стоила сто рублей — не то, что сегодня! О какой же тогда эффективности современной техники можно говорить?!

Разочаровавшись окончательно в теоретической работе, Лебедев вернулся к практике, став главным инженером Казимировской машинно-тракторной станции, которая благодаря Георгию Кузьмичу семимильными шагами стала развиваться и выросла в районную станцию, а затем — в целую облсельхозтехнику, которая вскоре стала базой областного треста по механизации животноводства, кормопроизводства и птицеводства. Его и возглавил Лебедев, а затем создал там Казимировский опытно-экспериментальный завод.

— Никогда не любил конторскую работу, всегда тянуло к инженерному делу, — вспоминает Георгий Кузьмич. — Но все равно пришлось ею заняться, когда возглавил Казимировскую сельхозтехнику. Там применил инженерное свое образование и опыт, потому как манило меня новаторство! В результате раскрутил эту сельхозтехнику до союзного масштаба, на огромные объемы — самые большие в республике. Выполняли разные работы, особенно механизированные, направленные на повышение урожайности. Создали мощные тракторные бригады по добыче высококачественного торфа: согнал торфодобывающую технику со всей Беларуси и добывал до 300 тысяч тонн фрезерного торфа! Его на фермах перерабатывали в компост, которым подняли урожайность в полтора раза за 12-ю пятилетку. За что и получил орден Ленина.

Кстати, это не единственная высокая награда, которой удостоен Георгий Кузьмич. В арсенале также орден «Знак Почета», знак «Отличник сельского хозяйства» и другие.

— Мастерские работали в две смены — нужно было обеспечить колхозы техникой, ремонтировать ее, — говорит Лебедев. — Старался создавать все собственное. Наладил ремонт гусеничных тракторов — вся область пригоняла машины. Потом организовал мотороремонтный завод. Сам сидел на Минском моторном, изучал производство двигателей, потом всю технологию перенес к себе. Не все промышленность давала — многое делали сами. Например, кормораздатчики. Тогда были только вилы и крепкие руки колхозников. Мы сами организовали производство кормораздаточных конвейеров, которые тут же приметили и приказали делать их на весь Союз. Отправлял от Карпат до Сахалина. Причем отвечал за доставку до места назначения.

Работал Лебедев на износ. По пять лет не снимал с плеч брезентовую куртку, не бывал в отпуске. По полтысячи километров каждый день проезжал за рулем через всю область. Говорит, мотора и подвески в 24-й «Волге» хватало на один год.

Последнее место работы Георгия Кузьмича — Научно-исследовательский и технологический институт монтажа, эксплуатации и ремонта машин и оборудования животноводческих и птицеферм, который стал впоследствии научно-производственным объединением с пятью филиалами по всему СССР. И создавал его опять-таки Лебедев. Как и многое другое, благодаря чему мы имеем сегодня такой высокий уровень механизации АПК.

Наталья ЕРЕМИЧ, «БН»

НА СНИМКЕ: Георгий ЛЕБЕДЕВ.

Фото автора

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?