Всегда современная профессия. Увидеть, как стремительно изменяется буквально с каждым часом окружающий нас мир, можно в музее почты

Это одна из тех “лавок древностей”, куда просто так, с улицы, не попадешь. Но по предварительной заявке вам не только откроют двери музея почтовой связи РУП “Белпочта”, но и проведут экскурсию из далекого прошлого в современность. Частые гости в высотном здании на улице Вокзальной — школьники. Заведующая музеем Лидия Тумилович даже ведет летопись посещений с фотоальбомом. Своего рода музей о музее. И тут действительно есть о чем писать. Ведь каждая вещь, от старых фотографий и медных блях почтальонов до современной открытки, имеет свою историю.

Пером и шпагой

“Кто стучится в дверь ко мне, с толстой сумкой на ремне?” — спрашивал поэт. Но прежде чем превратиться в человека абсолютно мирной профессии, почтальон пребывал в одном ранге с военными, носил мундир и имел оружие. Согласно городской табели о рангах именно почтмейстер был в городе вторым по значимости лицом после бургомистра. Неудивительно — кто владеет информацией, тот владеет миром. А в период, когда люди общались друг с другом только посредством бумажной корреспонденции, от почтовиков зависело многое. Почта путешествовала по разбитым и опасным дорогам неделями, а то и месяцами. Глядя на стенды в маленьком музее, сразу и не угадаешь, что бравые офицеры с саблями у бедра — обыкновенные почтальоны.

Мечта феминистки

До изобретения телеграфа все почтальоны были мужчинами. Потом на работу стали брать и женщин. Но только телеграфистками и с оговоркой — дама должна была быть дочерью, либо женой, либо вдовой почтальона, а также обладать длинными руками — чтобы  удобно было переключать провода на коммутаторе. Униформа телеграфисток, с кокетливой шляпкой-таблеткой, несомненно, была мечтой многих феминисток. Ведь это были одни из первых женщин, принятых на государственную, почти военную службу!

Кстати, с изобретением телеграфа в почтовое ведомство пришли и коммерция, и прибыль. До этого времени доставка почты была хоть и героическим, но абсолютно убыточным делом. А сегодняшний почтовый работник, особенно в сельской местности — вообще “универсальный солдат”. И письма разносит, и продуктовые заказы старикам доставляет.

Ехали на тройке с бубенцами

Да будет вам известно, что таким образом, по крайней мере, в XIX веке, имели право передвигаться исключительно почтальоны. Почтовые тройки развивали сумасшедшие по тем временам скорости — до 80 километров в час. Колокольцы для коренников и двух пристяжных лошадей отливали специально на  Валдае. Их звук для участников дорожного движения в то время был тем же, что сейчас милицейская сирена. Почтовая тройка имела бесспорный приоритет на дороге, ей уступали место даже кареты вельмож самого высокого ранга. Так что колокольчики, этот аналог “проблескового маячка”, не использовались на свадьбах, как показывают нам в кино. Не положено!

Сам себе электростанция

Интересных экспонатов, собранных заботливыми руками самих почтальонов и работников почтовой службы, тут множество, хотя сам музей занимает всего лишь одну комнату. Самый легкий, практически невесомый — многочисленные почтовые марки. В отдельном альбоме — марки, выпущенные в независимой Республике Беларусь. Всего их 758 штук, а самая первая марка датирована 1992 годом — на ней изображен крест Евфросинии Полоцкой.
Самый громоздкий экспонат музея — передвижной компактный генератор постоянного тока. Он имелся во всех почтовых отделениях на случай перебоев с электричеством. После войны, в условиях разрухи почтальонам приходилось еще и самим электричество вырабатывать.

Физики и лирики

Заведующая музеем РУП “Белпочта” Лидия Тумилович на этой должности стала практически журналисткой. Диктофон и фотоаппарат стали для нее профессиональными инструментами. Почти каждую неделю Лидия Михайловна отправляется в путешествие. Она собирает воспоминания ветеранов почтовой службы. В достаточно толстом альбоме с цветными фото уже есть свыше пятидесяти зарисовок о людях, на своих плечах перенесших не одну тонну писем и газет.
О том, что почтальоны — на все руки мастера и вообще люди неординарные, наглядно свидетельствует и один из самых загадочных экспонатов музея почты. Рядом с раритетными машинками “Феликс” примостилась конструкция из двух соединяющихся посередине стальных пластин. Это прибор, который раз и навсегда решил самую актуальную проблему железнодорожников — как выпить чаю и даже сварить суп в поезде на полном ходу, не расплескав ни капли. Его изобрел в 1970 году начальник почтового вагона Минского Прижелезнодорожного почтамта Виктор Скугарев, просто и гениально использовав принцип волнореза. А пользуются им на железной дороге до сих пор!

Прощай, сургучная печать!

Самым большим потрясением лично для меня стало известие, что девять лет назад из нашей с вами жизни тихо и незаметно исчезла... сургучная печать. Сургучом запечатывали свои послания короли и министры начиная с XVI века. Еще совсем недавно на любом почтовом отделении можно было уловить характерный сладковатый запах теплого сургуча, который растапливали в специальных печках. Такой компактный прибор есть и в музее почты. Небольшую плитку сургуча клали в специальное отделение, где он растапливался, как шоколад. С приходом в нашу жизнь клейкой ленты и пломбировочной машинки и печка, и сам сургуч стали уже историей. И каждый прожитый день “работает на доставку” в маленький музей на улице Вокзальной новых экспонатов. Будь то ставшие раритетами поздравительные открытки времен СССР, конверты “Авиа” или скромные “треугольники” военных лет.
Пожалуй, единственное, что никогда не станет прошлым, — это сама почта. Не случайно так любим многими герой Кевина Костнера из замечательного фильма “Почтальон”. Потому что даже когда все в жизни хуже некуда, но кто-то спешит доставить вам письмо, в сердце живет надежда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter