Семейные подряды на жатве явление привычное

Всегда рядом

Работа в поле сейчас начинается ни свет ни заря, а заканчивается после захода солнца. На первом месте общественного внимания, конечно, комбайнеры. Но не менее важны и их помощники. Кто они? 

Двойная династия

Мать у Василия Лемешевского преподает математику, отец — комбайнер. Летом Василий участвует в уборочной кампании, а в остальное время учит детей физике и астрономии в ляховичской школе № 1. Сюда попал после окончания Брестского университета им. Пушкина. 

— Помню, как начинал работать на комбайне, а потом на две недели поехал в летний оздоровительный лагерь. Там у меня была учебная практика, — вспоминает молодой человек. — А в армии основной отпуск провел в поле, затем уехал служить дальше.

Любовь к комбайнам у парня с детства. Когда ему было 12 лет, папа брал с собой на работу. Потом Василий получил права и пошел помогать отцу. А до этого создал группу в «ВКонтакте» «Комбайнеры Лунинецкого района». Позже появился и блог в YouTube:

— Это был 2015 год. Я загрузил первый ролик на канал. В девятиминутном видео поведал о настройках, которые следует задавать механизатору для удобства работы. Также рассказывал, как ремонтируют технику, убирают рапс, пшеницу, ячмень и так далее. 

Знаменитым блогером Василий пока не стал. Но зато у него есть подписчики из Америки и Германии. Сейчас парень не очень активно наполняет контентом и группу, и YouTube-канал. Говорит, нет времени: 

— Есть много отснятого материала с прошлых лет, но нужно смонтировать. 

Это его девятая уборочная кампания. Кое-что удалось накопить. Планирует обзавестись машиной: 

— А еще как молодому специалисту дали квартиру. Надо мебель купить. На днях кухня пришла. Честно говоря, вся «уборочная» зарплата ушла на нее. А столько всего еще нужно. 

Выучила названия всех ключей

Династия комбайнеров сложилась в семье Яцухно. Началось все с отца Юрия Алексеевича, затем его старший сын Виктор сел за штурвал уборочной машины, следом — младший Максим. Он и стал инициатором того, чтобы и сестра Анна продолжила семейную династию. 

— Брат пришел из армии, и так как раньше работал на комбайне, помогал отцу, ему дали свою машину, — вспоминает Анна. 

Тогда Максим и предложил сестре работать с ним.

На мехдворе семья с восьми утра. Чистка техники, ее осмотр занимают около часа. 

— Помню, как брат мне говорит: «Дай рожковый ключ на 17». Я стою и не понимаю, что он от меня хочет. Что рожковое? Но брат у меня терпеливый. Он все доходчиво объяснил, где рожковый ключ, а где накидной. 

Анна преподает в начальной школе. Во время летнего двухмесячного отпуска она — помощница брата. Это неплохая подработка.

— Почти за полтора месяца уборочной кампании я заработала более тысячи рублей, — делится Анна. — Зарплата зависит от многих факторов: какое поле, какой урожай. 

Не время ссориться

Регина и Борис Горнаки работают на полях Витебской опытной мелиоративной станции — филиала Института мелиорации НАН.

— У меня папа был комбайнером. И я все детство прибегала к нему на поле, — вспоминает Регина. — Просила дать порулить, но он ни в какую, говорил, что техника не игрушка. Первый раз проехала сама только с мужем. Поначалу боялась. А потом оказалось, что это совсем не страшно: едешь, как на машине.

Два года назад Борис получил новый КЗС-1218 «Палессе GS12» и взял в помощницы ­жену. 

— Я пошла на курсы механизаторов. Ездила по вечерам в Сенно. В группе со мной были одни мужчины, — говорит Регина. — Освоила МТЗ-80. У меня уже был опыт езды на такой технике, а у парней, которые со мной учились, нет. Стеснялись, что они, мужчины, не умеют управлять трактором, а женщина умеет.

Регина и в ремонте мужу помогает, и комбайн почистит, и документацию заполнит: 

— Муж много лет трудился с помощником-мужчиной. Но отмечает, что со мной психологически проще. Да и в поле быстрее забываются какие-то домашние ссоры. 

Самое трудное для пары во время уборочной — редкие встречи с детьми. Их у Бориса и Регины двое: девочка и мальчик. Даше — 9 лет, ­Андрею — 5.

— Мы уезжаем в поле к 8 утра и там находимся более 12 часов — до 9—10 вечера, а порой и до 12. Детей оставляем с бабушкой. Очень скучаем по ним, — делится Регина. — Но ради них мы и работаем.

Папина дочь

В нынешнем году 20-летняя Елена Максимик впервые работала с отцом в поле. Девушка учится на третьем курсе Гродненского государственного университета им. Янки Купалы по специальности «Белорусская филология». Сейчас у нее каникулы — свободного времени пруд пруди. Из шумного города она приехала домой, в деревню Массоляны Берестовицкого района. Решила с отцом пойти в ­поле: 

— Он был не против. Наоборот, сказал: «Давай попробуем». Но меня жалел. Нужно было вставать в полшестого, чтобы продуть фильтры в комбайне. Это делал папа. Жатку помогали подцеплять другие помощники.

Фото  БЕЛТА

Рабочий день девушки начинался в 8 утра на мехдворе. Вообще, работу в уборочную страду чистой не назовешь. 

— Когда убирали рапс, переднее окно загрязнялось до такой степени, что ничего не было видно. Рапс — культура довольно пыльная. Поэтому я каждые полчаса залезала на жатку (папа страховал) и протирала окно.

Если встречалась «полеглица», то колосья, которые машина не может захватить, приходилось жать вручную. Помощницей комбайнера Лена отработала несколько недель. Пару раз ей даже доверяли штурвал:

— Правда, здесь не разгонишься, — говорит девушка, сравнивая свой водительский опыт за рулем автомобиля с опытом управления комбайном. — Скорость в поле — всего 3 км/ч. Но ощущения незабываемые. Такая большая машина в твоей власти. Самое важное — чувствовать ее габариты.

Полученные на жатве деньги Елена планирует вложить в подготовку к свадьбе.

С корабля на корабль

Татьяна и Валерий Кухта — семейный экипаж с сельхозпредприятия «Беловежский» Каменецкого района. Валерий — за рулем огромного «Палесся», Татьяна — его помощница. Вместе супруги уже двадцать пять лет. В тандеме на поле — пятый год.

Фото Павла Лосича

— Сначала помощником мужа был наш сын Саша. Потом он поступил в севастопольскую мореходку. После кораб­ля полей захотелось на корабль морей, как мы шутим. Младшему Сергею возраст не позволял помогать отцу на комбайне, — говорит Татьяна. — Муж предложил мне заменить сына. Я недолго думая согласилась. Было страшно, потому что ничего не знала. А ведь на поле настоящее соревнование за урожай. Не хотела подводить мужа. 

Для Валерия эта уборочная кампания стала юбилейной — тридцатой. Он из династии комбайнеров. Татьяна признается, что и не мечтала проводить отпуск в поле:

— Я ничего не знала, не умела. Сначала шла, чтобы заработать денег, а теперь втянулась. Переживаю за урожай. Во время уборки в поле всякое бывает. Иногда покричим, поругаемся и пошутим. В общем, как в обычный семейный день. 

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter