Всегда ли Правда говорит правду?

Живут у нас люди с фамилиями неудобными, неуютными и даже неприличными
Живут у нас люди с фамилиями неудобными, неуютными и даже неприличными

- Оксана Добрыдень, - представилась девушка.

- Добрый день, - говорю я. - Извините, а как ваша фамилия?

- Добрыдень.

- Здравствуйте-здравствуйте, можно вашу фамилию узнать.

- Добрыдень - моя фамилия!

...Повисла пауза. Я не могла понять, кто над кем издевается. Оксана вздохнула, достала ручку и печатными буквами вывела свою фамилию. Я почувствовала, как пылают щеки. Надо же было попасться на ту же удочку, что и профессор из юмористического монолога Карцева и Ильченко про грузина с именем Авас! Многие люди коллекционируют имена-курьезы, как марки. В принципе, имя - это и есть марка человека. Даже в чем-то - его брэнд. Ну как, скажите, можно упрекнуть в невежливости Ирину Пардон или Оксану Добрыдень? А вот ужиться, наверное, проще с Сергеем Золотым, чем с Сергеем Кошмаром. Хотя как сказать. К примеру, Ребенку уже 44 года, а Старику только 2 исполнилось, Попандополо - весьма солидный человек в фирме, Квас предпочитает пиво, Кукла - это Александр Викторович, а Девочка - Александр Вячеславович. У Беды нет беды, Гагарин не летает, Запорожец ездит на "Форде", Попаня на самом деле маманя, Душа не всегда душа компании, но душу достанет из любого, а Блоха и Карлик выше ростом, чем Великан. Живут в Беларуси люди и с фамилиями неудобными, неуютными и даже неприличными. Среди них - и Дурак, и Рожа, и Лох, и Сопля, и Грязь, и Щи с Борщем, Хренов, Забейгвоздь, Высокошапка, Нетудыхата, Непейпиво, Умойрыло. У Александра Педика, который, кстати, очень любит женщин, даже не возникало желания поменять свою колоритную фамилию. Ну и пусть она неблагозвучна. Зато запоминаема.

Правду я решила узнать у гомельчанки Елены Правды. Набираю ее номер:

- Вот вы, наверное, правду всегда говорите, - предполагаю, - или ищете, или знаете?

Елена задумалась:

- Возможно. Друзья говорят: "Ну ты настоящая правда". Иной раз и проблемы из-за того, что эту правду в глаза люблю сказать. Во всяком случае, врать с такой фамилией сложно. Я уже 13 лет как Правда. Свекор из Украины. У них там целое селение, в котором одни Правды живут. А в Гомеле нас таких всего трое: я, муж и сын. Фамилия располагающая. Особенно, если за границу едешь или возвращаешься, таможенники читают паспорт и мягче становятся. А первое время меня эта фамилия очень смущала. Даже мужу предлагала: давай лучше ты мою возьмешь, Михайловым будешь...

- Вы случайно не журналист?

- Нет, индивидуальный предприниматель. Но, кстати, сына Артема в школе мальчишки только и называют "Гомельской правдой", "АиФом", "Вожыкам". Иной раз придет домой и говорит: "Ну почему у меня такая фамилия?! Всех по именам, а меня - Правда!"

Живут в Беларуси Федор Свобода и Сергей Война.

- Вы, Сергей, воинственный или конфликтный, лезете на рожон? - спрашиваю у Войны.

- Бескомпромиссный. Человек принципов. Без повода в драку не лезу. Но свою точку зрения буду отстаивать до победы. Все-таки фамилия отражается на характере.

- И не тяжело вам в жизни с такой недружелюбной фамилией?

- Наоборот, выделяет из общей массы. В Бобруйске, где я живу, три Войны - я, отец и брат.

- А в армии служили?

- По болезни не взяли.

- Работа не связана с оружием?

- Нет, в строительной сфере тружусь.

Юлию Копейку из Слуцка я решила познакомить с Рубликом. Думаю, будет его беречь и в деньгах нужды не знать. Но у Копейки уже был муж Сергей Лещенко. Фамилию Юля решила не менять.

- Зря, что ли, меня денежками, рубликами дразнили все детство? - говорит. - Даже когда в Германии жила, немцы маркой называли. Да и, чего лукавить, фамилия денежная. Всегда замечала, что имя человека накладывает отпечаток на его судьбу. Если Мясоедов, значит, на колбасном заводе работает. Я как Копейка учиться пошла на продавца, замуж вышла за предпринимателя. Денег хватает и на еду, и на игрушки 4-месячному сыну. Хотя в Украине есть деревня Копейки, где живут одни Копейки, и фамилия им совсем не помогает материально.

Известность по наследству

Иной раз человеку задаром достается уже прославленная фамилия. Одни не придают этому и вовсе никакого значения, как, к примеру, 65-летний Василий Киркоров. Работает себе в Минске слесарем-ремонтником на заводе им. Вавилова и считает свою фамилию... труднопроизносимой. Другие в чем-то подражают кумирам. Услышав раздраженный голос другого Киркорова - Бориса, тороплюсь распрощаться:

- Вижу, вы не настроены на беседу, не буду настаивать...

- Я уже одной вашей коллеге на этот счет сказал все, что думаю. Вам могу повторить то же самое.

Про какую коллегу говорил (уж не про ростовскую ли Ирину Ароян)?

А в Жлобине есть своя Алла Пугачева. Правда, в отличие от Примадонны, ей всего 25 лет.

- Поете? - интересуюсь.

- Слух есть - окончила музыкальную школу по классу баяна. Но на сцене не выступаю.

- Наверное, Пугачева была любимой маминой певицей?

- Нет, папиной...

- А парень у вас случайно не Киркоров?

- Нет, Николаев... Нет, не Игорь - Саша.

- Наверное, гордится, что у него девушка - Алла Пугачева...

- Горжусь, - слышится в трубке Сашин голос.

- Надеюсь, не из-за фамилии, - смеется Алла. - Со мной только однажды, когда училась в институте, очень хотел познакомиться Александр Пугачев, только потому, что я была Пугачевой.

Минчанка Наташа Ростова в замужестве теперь - Продан. Но для старых друзей - по-прежнему Ростова.

- Сразу говорю, анекдоты можете мне не рассказывать, - предупреждает Наташа. - Я их все наизусть знаю.

- Не жалеете, что поменяли фамилию?

- Жалею, хотела бы вернуть. Когда выходила замуж, о фамилии даже не задумалась. Теперь, когда представляюсь Наташей Продан, это, конечно, уже не имеет такого эффекта, как когда-то - Ростовой. Фамилия сразу вызывала улыбку и доброжелательное отношение: "Ну, раз Ростова..."

- Вы на нее похожи?

- Стремилась.

- И вокруг вас увивались Денисовы, Болконские, Курагины, Безуховы...

- Когда в Алма-Ате жила, друзья нашли Андрея Болконского и решили нас познакомить. Но ничего у нас с Болконским не вышло, поговорили и разошлись, так что руки он моей не просил...

Ржевских у нас гораздо больше, чем Ростовых. Правда, разговорить удалось лишь одного. Из Витебска. Хотя он и не поручик. И не пошляк. И вообще однолюб. Потомственный казак. Говорит, что прапрадед его Ржевский, казак при царе, в наследство получил село Воронцово-Александровское (ныне Зеленокумск) и пообещал дать крестьянам вольную, если все возьмут его фамилию. Поэтому в том селе все Ржевские.

Живет в Минске семья Энгельсов. Правда, не на улице Энгельса, а на самой окраине города. Ирина Энгельс (в девичестве - Миронова) уже 40 лет замужем за Карлом Энгельсом. В гостях, если приходит без супруга, ее непременно спрашивают: где твой Маркс?

- Ваш муж, верно, философ? - спрашиваю Ирину.

- Вообще-то инженер-строитель. Но пофилософствовать любит. На любую тему. Каждый вечер. Но мне некогда его слушать...

А Маркс оказался... девушкой Светланой. Ее тоже всегда спрашивают: "Где твой Энгельс?"

- Родители решили, если родится мальчик, назовут Карлом. Но родилась я, - рассказывает Светлана. - Отец мой немец, жил на поселении под Новороссийском, там познакомился с мамой...

- Вы могли назвать своего сына Карлом...

- Муж бы с ума сошел! Когда я выходила замуж, не хотела менять свою фамилию. И муж поставил условие: если найдешь хоть еще одного человека с фамилией Зикратьев, как у меня, тогда можешь оставаться Маркс. Но я ничего не искала и все равно осталась Маркс. Сына, конечно, записали Зикратьевым, но мы договорились, что по достижении 18-летия он сам выберет фамилию.

- Наверное, вы прочитали все труды Маркса?

- Ну прямо-таки! Нет, конечно. Но когда училась в институте, было неписаное правило: марксизм-ленинизм отвечаю я. Да и вообще фамилия очень привлекала внимание, что мне иногда просто мешало.

- В забавные ситуации не попадали с такой фамилией?

- Мама попадала. Она работала в торговле. И ее начальник однажды спросил нового сотрудника: "Где Маркс?" Тот обегал все книжные магазины в поисках портрета классика, после чего пришел к начальнику и разочаровано сообщил: "Ленин есть, Брежнев есть, Маркса - нигде нет". Потом долго смеялись.

- Многие пытаются приписать себе качества своих однофамильцев, которых им не хватает, - считает заведующий кафедрой психологии БГУ Игорь Фурманов. - Знаете, есть такая английская пословица: дайте собаке плохое имя и можете со спокойной совестью ее повесить. Фамилия - своеобразный ярлык, который висит на человеке с рождения. Если Буденный, то его сразу спрашивают как кавалериста: а вы любите лошадей, а почему у вас нет усов? Мне иногда хочется прицепить к себе табличку с надписью, что я не родственник комиссара чапаевской дивизии. И к большевизму у меня сложное отношение.

Многие хотят изменить фамилию, связанную с какими-то исторически скандальными событиями. Например, Геббельс. Но постепенно фамилия теряет свое "лицо". Скажем, почему фамилия Пугачев ассоциируется с Аллой Борисовной, а не Емельяном? А сколько сейчас у нас живет Романовых? А ведь после Октябрьской революции только за одну эту фамилию могли расстрелять.

- Интересно другое, - замечает Игорь Фурманов. - Как влияет на человека смена фамилии? Как в том анекдоте: вышла Василиса Прекрасная за Ивана Дурака и стала Василиса Дурак. Хотя, полагаю, умный человек от этого дураком не станет. И кроме благозвучия имени-фамилии, ничего в его жизни не изменится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter