Всегда ли конкуренция во благо?

В стране за последнее время сделано немало реальных шагов навстречу бизнесу.

В стране за последнее время сделано немало реальных шагов навстречу бизнесу. Утверждена Директива № 4, направленная на стимулирование деловой инициативы, принята национальная платформа бизнеса, снижается налоговая нагрузка, действует целая система льгот и преференций для тех, кто решил начать свое дело в регионах, есть возможность приобрести готовые ооо с расчетным счетом .

В результате Беларусь улучшила свою позицию в мировом рейтинге “Ведение бизнеса”, поднявшись за два года на 11 позиций и занимая нынче 58-е место среди 185 стран. Тем не менее влияние малого предпринимательства на экономические показатели остается пока незначительным. Председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор МАРГЕЛОВ в интервью “НГ” рассказал о том, что еще надо сделать, чтобы войти в заветную тридцатку международного рейтинга, можно ли научить предприимчивости и всегда ли конкуренция во благо.

Выгодная кооперация

— Виктор Егорович, сколько населения занято сегодня в сфере  предпринимательства и каков его вклад в ВВП страны, решение важнейших задач экономического развития, например, в развитие экспорта?

— По официальным данным, сейчас в Беларуси примерно треть экономически активного населения, то есть больше миллиона человек, работает в малом и среднем бизнесе. Что касается удельного веса частного сектора в экономике, то здесь цифры разнятся в зависимости от регионов. Обычно в расчет берут только малый бизнес, вклад которого в ВВП Беларуси составляет около 12 процентов. Вместе со средним бизнесом получается порядка 25 процентов. Это небольшой показатель, учитывая, что в развитых странах на долю малого и среднего предпринимательства приходится более 50 процентов ВВП, а кое-где она и вовсе достигает 80 процентов. Но давайте говорить откровенно: ни в одной стране мира малый бизнес не является серьезным экспортным игроком. Эту роль выполняют крупные и средние предприятия. А вот в решение задач импортозамещения малое предпринимательство может и должно внести свой вклад. Причем речь идет не только об изготовлении пресловутых черенков для лопат, вил, кос, топоров и прочей бытовой утвари, но и о налаживании производственных кооперационных связей небольших предприятий с крупными компаниями. Такова классическая схема работы во всем мире.

Факторы роста

— В чем же причина недостаточно высокого уровня развития предпринимательства в стране?

— Основным сдерживающим фактором является процентная ставка по кредитам. Для раскрутки всегда нужен начальный капитал, но сегодня редко кому светит кредит даже под 40 процентов, в основном 50 и выше. Развиваться в таких условиях сложно, разве что придумать какой-нибудь супервыгодный проект.

Серьезным тормозом остается нерешенность имущественных отношений. Более 80 процентов предпринимателей не имеют собственных помещений и берут их в аренду. Мы анализировали ситуацию по Минску: арендодатели, как правило, ни копейки не вкладывают в содержание и капитальный ремонт помещений, а арендные ставки сравнимы со ставками за элитные офисы. Кроме того, на многих предприятиях договор аренды в лучшем случае заключают на три года. Что дальше — никто не знает. Согласитесь, мало кто рискнет начинать на таких условиях.  Важно понимать, что к собственнику недвижимости скорее придет инвестор и вложит средства в развитие бизнеса.

— Но ведь не раз высказывались опасения, что зарубежные толстосумы на корню скупят народную собственность?

— Все, что стоит меньше десяти миллионов долларов, абсолютно не интересует зарубежный капитал. Продавая эти помещения, активы своим гражданам, государство оставляет их в Беларуси и дает значительный стимул для развития всей экономики. Потому что, выкупив помещение, новый собственник в первую очередь думает о том, как максимально эффективно его использовать, какой ремонт сделать, какое оборудование купить и так далее.

Большая проблема и в том, что очень тяжело найти кадры практически по всем специальностям. Например, на продавцов мы полгода давали объявления, месяца четыре вообще никто не звонил. Чем дальше от Минска, тем больше дефицит квалифицированных специалистов, денег и бизнес-идей.

Кто не рискует...

— А можно ли научить предприимчивости? Сколько человек хотели бы заниматься бизнесом и в каких нишах сегодня есть резерв для начинающих?

— Научить можно всему, просто люди в зависимости от способностей в худшей или лучшей степени обучаются определенным навыкам. Бизнес — это не живопись и не балет, если у тебя не получается в одном виде деятельности, всегда можно попробовать силы в другом. Естественно, никто не отменял таких качеств, как целеустремленность и способность к самообразованию. Хотя, по статистике, лишь пять человек из ста могут успешно вести свое дело. Для них перспективны все те ниши, которые не имеют большого объема рынка, и где слабая конкуренция с крупными компаниями. Например, один устраивает эксклюзивные корпоративные праздники, другой нашел себя в модельно-швейном бизнесе, третий занимается каким-нибудь ремеслом. И у каждого будет свой рынок  сбыта. Другое дело, если, например, талантливая швея развернет собственное модельное агентство. Тогда она должна быть готова к конкуренции с крупными швейными фабриками, которые поставили производство на поток, и, естественно, себестоимость продукции у них ниже.

Были времена, когда едва ли не 70 процентов населения хотело иметь свой бизнес. Сейчас эта цифра колеблется в районе 10 процентов. Люди стали более критически оценивать свои способности и возможности, понимая, что бизнес — довольно неспокойное и рискованное занятие.

Были времена, когда едва ли не 70 процентов населения хотело иметь свой бизнес. Сейчас эта цифра колеблется в районе 10 процентов. Люди стали более критически оценивать свои способности и возможности, понимая, что бизнес — довольно неспокойное и рискованное занятие.

— Правительство в следующем году обещает продолжить снижение налоговой нагрузки для малого бизнеса. В частности, предусматривается снижение размера ставок налога для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения, с 7 до 5 процентов без уплаты НДС и с 5 до 3 процентов с уплатой НДС... 

— Это серьезная поддержка и благо для малых предприятий. Но надо двигаться дальше и с учетом ЕЭП делать налоги более конкурентоспособными с Россией и Казахстаном. А чтобы уменьшить налоговую нагрузку, нужно провести грамотную, без потери качества управления и оказания государственных услуг административную реформу. Заметно улучшилась ситуация и в части проверок, их количество снижается, но в связи с ростом в 3,5 раза базовой величины значительно выросли размеры штрафов, которые зачастую не соответствуют степени тяжести правонарушения. За сгоревшую розетку в торговом зале штраф от МЧС — восемь миллионов рублей. Кроме того, за одно нарушение штраф налагается и на предприятие, и на должностных лиц. В этом плане нужна строгая ревизия законодательства.

Права и ответственность

— Еще не так давно в обществе было недоверие к богатым людям, сомнение в честности их доходов, неприкрытая зависть к чужим успехам. А сейчас эти настроения меняются?

— По данным соцопросов, более 70 процентов населения положительно относятся к предпринимательству и бизнесменам. Люди действительно видят больше пользы от предпринимательства, нежели побочных эффектов. Приходит понимание того, что в любой сфере конкуренция способствует повышению качества товаров и услуг, снижению их стоимости.

Но во всем нужна мера, и в конкуренции тоже. Условно говоря, когда в небольшом городе в каждом доме по два кафе и на каждом углу по парикмахерской, это не повод для гордости. Мы станем жить богаче, когда будем иметь высокую производительность труда. А она зависит от уровня конкуренции и грамотного распределения ресурсов. Очевидно, что если к десяти магазинам, сполна удовлетворяющим потребительский спрос, добавить еще десять, то суммарная производительность труда в них упадет в два раза. То есть работники торговли станут в два раза беднее, и рано или поздно эти лишние десять магазинов закроются.

— А как вы оцениваете уровень социальной ответственности отечественного бизнеса?

— По сравнению с соседними странами он достаточно неплохой, но мог бы быть еще выше. Ответственность возникает там, где появляются права. Системно представители бизнеса готовы к государственно-частному партнерству и не раз выступали с конкретными предложениями по этому поводу. Например, предприниматели были готовы взяться за переработку отходов. Госбюджет мог бы заработать на этом дополнительно два миллиарда долларов. К сожалению, государство весь груз ответственности в данном вопросе взяло на себя, в итоге мы видим, что этот потенциал должным образом не используется. Надо смелее передавать ответственность бизнесу и налаживать с ним взаимовыгодное партнерство, поскольку альтернативы такому пути нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter