Сравниваем пионерию в советское время и сейчас: стало лучше?

Всегда готовы?

На этой неделе в стране отмечали День пионерии — 19 мая. Спустя год пионерское движение подойдет к солидной отметке 100-летнего юбилея. Участники нашей рубрики встрепенулись: одна сразу перекрестилась в надежде, что муштра под барабаны и с галстуком осталась в прошлом. Ее оппонент настаивает, что ничего лучше, чем пионерское движение, для детей и подростков не придумано, традицию надо изо всех сил беречь и пестовать, а не шарахаться из стороны в сторону в поисках современных способов воспитания. 

Фото  БЕЛТА
 

Любопытно, с какими чувствами наш рефери встретил дату 19 мая и кому в сегодняшнем споре отдаст победу?

Второго раза не бывает

Да оставьте детей в покое. Пусть они хотя бы до 14—15 лет живут без муштры и давления. С одной стороны, мы хотим привить ребенку самостоятельность и независимость мышления, с другой — все никак не можем придумать способ, как бы его побыстрее загнать в стойло наших представлений о прекрасном. Позиция взрослых вроде тебя, Роман, — типичная ностальгия советского человека по собственному детству. Похоже, ты приблизился к той возрастной отметке, когда человеку полагается брюзжать и охать: «В наше время такого не было!» И хвататься всякий раз за голову, едва заметив в метро подростка в модных рваных джинсах и в непременных наушниках. Давай определимся, какое поколение мы хотим получить следующим: легко внушаемое, ведомое за любыми кричащими лозунгами или самостоятельное, умеющее мыслить критически, не нуждающееся в подсказках поводырей и вожаков? Я выбираю второе, отсюда и мое стойкое сопротивление любым способам коллективного давления на детей. 

Для начала стоит попробовать с ними разговаривать на равных, узнать, что им самим прежде всего интересно. Вспоминаю свое недавнее интервью с актрисой Верой Поляковой. Она несколько раз выслушала от сына-подростка, скучающего на собраниях в школе: «Мама, это дичь», — и придумала способ, как самой оказаться в том месте и времени, где сейчас находится ее ребенок. Для этого завела аккаунт в TikTok, завоевала внимание подростковой аудитории, и сегодня ее сын мамой гордится, она «отдупляет», то есть разговаривает с детьми на одном языке. А ты — нет: мало того что тащишь их в прошлое, так еще со всеми причиндалами: галстуки, барабаны, подвиги тимуровцев и заседания совета дружины. Лично я до сих пор вспоминаю эти пионерские линейки в актовом зале с некоторым содроганием. Однажды мы разбирали на таком собрании нечестивое поведение юных пионерок — они позволили себе поцелуи с одноклассниками на заднем дворе школы. И в какой-то момент, отчитывая одноклассниц как примерная пионерка, я почувствовала себя скорее богобоязненной старушкой, чем подростком. И без сомнений тогда кривила душой: никаких проблем в том, что в одноклассниках гормоны бушевали, я не видела, но пионерия не велела в таком «грехе» публично сознаваться. Напротив, много чего лишнего повелевала, как по мне. 

«Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми»

(О. Уайльд, писатель).


Если честно, современным детям я только завидую, они без сомнений лучше нас: хорошо соображают, у них другие скорости и взгляды на жизнь гораздо прогрессивнее. Сегодня для добрых дел они умеют самоорганизоваться в чатике гораздо быстрее, чем поступит многословная директива от администрации любой общественной организации. Взрослые, тоскующие по прошлому, сетуют, что сегодня школьники как-то разбросаны по своим интересам и нет единого центра. Так возможен ли он? Напомню, что сфера услуг формирует почти половину внутреннего валового продукта Беларуси (в 2020 году — 49,1 процента). Половина населения занимается тем, что старается нас развлечь любым способом: с помощью тренингов, занятий и кружков как детских, так и взрослых, сделать нашу жизнь насыщенной и интересной. Наверняка в этой львиной доле государственного и частного сервиса ищут и находят себе занятия по душе и школьники, и их родители. В прошлые выходные, когда погода шептала, съездила на Ислочь. Беспрерывно по реке сплавлялись на байдарках семьи с детьми. Красота! Я о такой экипировке не могла и мечтать в своем пионерском детстве с алым галстуком. Параллельно листала ленты в соцсетях, лайкала семейные фотки знакомых из аквапарков, скалодромов и аэротруб. Все это намного веселее и наряднее, по-моему, чем собирать макулатуру. Смирись, Роман, твои школьные годы безвозвратно ушли. И даже не пытайся вернуться туда, где ты был счастлив. 

Виктория ПОПОВА

viki@sb.by 

Дело не в ностальгии

Ты полагаешь, что по ночам, когда город затихает, я тайком надеваю потрепанный красный галстук, долго гляжусь на себя в зеркало и яростно ностальгирую по пионерскому детству? Это не так, Виктория. Я просто внимательно прислушиваюсь к своей дочери. И когда она вдруг заявила, что была бы очень не против вступить в детскую организацию наподобие советской пионерии, я сначала удивился, а потом попытался разобраться в ее желании. В результате понял, чего больше всего не хватает современным детям. Живого общения. Общих дел. Чувства, что ты кому-то нужен, кроме мамы и папы. Ты посмотри, Вика, где сейчас живет ребенок. В смартфоне. Он там играет и отдыхает, набирается информации и дружит со сверстниками. Я был изумлен, когда узнал, что лучшие подружки многих девчонок живут… за тысячи километров от них. Они на полном серьезе считают, что проще подружиться с виртуальным ровесником, чем найти общий язык с одноклассником. Дети почти разучились разговаривать без мессенджеров. В общем, главным предназначением детской организации я считаю социализацию школьников, реальное сближение их друг с другом на основе общих дел. И не важно, что это будет — совместная посадка деревьев, велопутешествия или помощь старикам.

Сейчас организация таких дел взвалена на школу и родителей. Это они пытаются придумывать экскурсии в другие города, байдарочные походы или посещения театров. Притом редко учитывается мнение тех, для кого все эти мероприятия предназначены. А детям охота самим решать, куда им интересно попасть, а что кажется скучным. Таким образом, еще один плюс пионерии — возможность самоорганизации юных граждан. Они хотят доказать, что способны самостоятельно планировать дела и принимать решения, осталось лишь предоставить им такую возможность.

Для этого не надо придумывать велосипед, все уже давно изобретено. Не вижу ничего плохого в том, чтобы взять за основу советскую пионерскую организацию, ее структуру и даже задачи, только без партийного угара и пустого формализма. Ты знаешь, Вика, я с удивлением узнал, что у нас почти 80 процентов школьников считаются октябрятами и пионерами. При том, что во многих школах, где учатся дети моих друзей, последнего живого пионера видели лет 30 назад… Их что, автоматически зачисляют в эти организации по достижении определенного возраста? Не понимаю, к чему эта бумажная массовость? Пусть будет меньше, но лучше. Скажем, дети с удовольствием занимаются в кружках, где реально учат правилам ориентирования, выживания в природе, совместному преодолению походных трудностей и так далее. 

«Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности»

(А. Дистервег, немецкий педагог).


И последнее, что меня крайне поразило в списке традиций современного пионера, — там нет ни слова о патриотизме. Есть масса правильных слов о том, что необходимо быть за справедливость, крепить дружбу, хранить природу и культуру родного края. Но о любви к Отечеству, верности своей стране, об изучении ее истории — ничего. Как будто это само придет. А оно почему-то не приходит, и мы потом удивляемся, отчего некоторые молодые люди не видят ничего постыдного в измене, предательстве, клятвопреступлении. Патриотизм должен воспитываться с младых ногтей, и в этом деле юношескую организацию ничто не заменит. Хотя вру, уже заменяют. Оппозиционные лидеры отлично понимают важность идеологического воздействия на молодежь, поэтому вовсю штампуют разные «исторические» журнальчики для детей. Только примеры в них сомнительные: вместо рассказов о подвигах партизан или героизме защитников Брестской крепости там повествуется, как польские «крылатые гусары» или доблестные литвины «одним махом сто москалей побивахом». Вряд ли это поможет ребятам вырасти патриотами современной Беларуси.

Роман РУДЬ

rud@sb.by

Брейк!

Призываю уважаемых спорщиков выдохнуть и вспомнить, что в Беларуси дети не обделены вниманием государства — что называется, по всем параметрам. Родителям нынешних школьников (а тем более их бабушкам и дедушкам) и не снилось то, что нынче доступно подрастающему поколению: в стране создана многовекторная система управления воспитательным процессом. Пионерская организация — одна из составляющих этой системы. Деятельность ­­БРПО, к слову, направлена как на гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения, так и на социальную защиту детей и подростков, благотворительность, развитие спорта и туризма, защиту окружающей среды и др. Словом, это не только галстуки и приветствие в виде пионерского салюта. Более того, организация находится в постоянном поиске актуальных интересных форм и методов работы с детьми, что говорит о ее самосовершенствовании в условиях изменяющегося мира. Поэтому, Вика, я не готов согласиться с твоим тезисом о том, что пионерия — это один из способов некоего коллективного давления на детей. 

А вот единого центра, объединяющего интересы школьников, помимо самой школы, пожалуй, нынче действительно нет. И вряд ли он появится в обозримом будущем — у цифровой эпохи свои правила. Но это не значит, что детям не нужно помогать в самореализации, становлении их мировоззрения, поиске места в жизни. Как совершенно справедливо заметил Рома, пионерская организация — это прежде всего живое общение и совместные дела. А это очень важно в наше время. В сегодняшнем споре я присуждаю победу Роману — он на редкость убедителен в своем желании видеть в сегодняшних детях лучшие черты пионеров из своего детства. А Белорусской республиканской пионерской организации желаю оправдать надежды нашего оптимиста.

Александр ­­НЕСТЕРОВ.

nesterov@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter