Всегда есть выбор - даже в дикой стае

Марио Варгас Льоса.
Марио Варгас Льоса. Город и псы. Азбука-классика, Санкт-Петербург, 2003.

"В 1963 году в столице Перу, городе Лиме, на плацу военного училища Леонсио Прадо в присутствии всех кадетов и офицеров состоялась официальная церемония сожжения книг. Горели несколько экземпляров первого издания романа "Город и псы", написанного бывшим воспитанником учебного заведения, писателем и журналистом Марио Варгасом Льосой. В приказе по училищу было объявлено, что роман Льосы, действие которого происходит в стенах Леонсио Прадо, - позор для училища: "Такой ситуации никогда не было и быть не может".

Марио Варгас Льоса ставится критиками в один ряд с великолепными латиноамериканцами Маркесом, Борхесом и Кортасаром. Уже первый его роман - "Город и псы" - стал известен во всем мире. Не потому, что там говорилась правда о родном училище, а потому, что там - правда о всем нашем мире, отраженном, как в капле воды, в группе кадетов- "псов", разношерстных подростков, жестоких и безвольных, трусливых и отчаянных, вынужденных выживать внутри тоталитарной системы военного училища. Собственно говоря, события романа для нашего читателя не будут шокирующими - во время перестройки у нас появилось достаточно своей литературы о "дедовщине" и армейском беспределе. Но Льоса, как мы уже говорили, выходит за рамки обличения конкретного явления в конкретном месте. Как и каждое талантливое произведение, его роман одновременно национален и универсален.

Непротивленец-интеллигент, он же козел отпущения; преданная лидеру "шестерка"; шут-"писака", завоевавший относительную независимость остроумием и дерзостью; лидер, сильный, безжалостный и по-своему, в отношении соблюдения законов стаи, справедливый. Все - из первого взвода кадетов. Все - из бытования человечества. Однако то, что в нашей литературе преподносится как откровенная "чернуха", у Льосы - увлекательное чтение, почему-то не оставляющее тягостного чувства. Динамичное повествование с внутренними монологами героев, юмор и парадоксальные мысли... Всегда можно сохранить свою человечность - даже в дикой стае. Всегда есть выбор.

И, право, не так легко написать такую книгу, которую кому-то захочется сжечь.

В.П.Рагойша. На шляху да Парнаса. Даведнiк маладога лiтаратара. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2003.

В юности многие пробовали и пробуют высказать обуревающие чувства и мысли (разумеется, до тебя никем не испытанные!) в стихах разной степени неуклюжести. Почему? Никто не знает точно, хотя насчет этого существует множество теорий.

Но теория и поэзия - не слишком ли противоречиво звучит?

Оказывается, нет - поэзия, литература живут по своим внутренним законам, которые не может отменить никакая свобода творчества. Как не отменил "Черный квадрат" Казимира Малевича основы академического рисунка, законы перспективы и "золотое сечение".

И вот издание, адресованное именно им, сегодняшним молодым и дерзким, "Даведнiк маладога лiтаратара". Что такое хронотоп, рондель, троп, медитация, антитеза? Вы думаете, про это читать будет скучно? Автор постарался заинтересовать читателя. Термины иллюстрируются примерами из литературы и истории. Можно заодно вычитать и о том, какие и где литературные музеи у нас есть, о народных праздниках, с которыми связана обрядовая поэзия. Наконец, даже чем отличается писатель от графомана. И о том, что Аркадий Кулешов слагал стихи в основном лежа, а Владимир Короткевич пользовался качественными ручками с черными чернилами и садился за письменный стол только в чистой выглаженной рубашке. Много в книге и рассуждений глобального, философского порядка. Если что-то покажется спорным - чем плохо? Справочник и рассчитан на то, чтобы пробуждать творческое мышление.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Светоч", пр-т Машерова, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter