Премьера фильма "Землетрясение" Сарика Андреасяна. Как рождалось большое кино

Всегда быть человеком

Кино, большое, настоящее кино рождается не так часто. В последние годы и откровенно редко. Собственно, как после смерти Ганди стало не с кем поговорить, так после «Брестской крепости» было практически нечего смотреть. И вдруг внезапный подарок под конец года — премьера «Землетрясения» Сарика Андреасяна, которая прошла 1 декабря. И что совсем удивительно: хороший фильм вдруг вышел из–под рук режиссера, ранее известного лишь средней руки комедиями.


Предыстория, которую поколение нынешних 25 — 30–летних вряд ли помнит: 28 лет назад, 7 декабря 1988 года, в Армении произошло землетрясение, охватившее почти половину территории республики. Город Спитак исчез с лица земли, разрушены были Ленинакан, Кировакан, Степанаван — более 300 населенных пунктов. Глобальная катастрофа, масштабами разрушений сравнимая только с Хиросимой. Тема, которую ни в литературе, ни в кинематографе до сегодняшнего дня не поднимал никто. Одни потому, что благополучно забыли или не знали, другие потому, что она до сих пор кровоточит.

«Землетрясение» нельзя рассматривать как классический фильм–катастрофу, где все красиво рушится, а мускулистый герой с задатками супермена и пышная героиня–блондинка тараном пробиваются к светлому будущему на получившихся живописных руинах, не обращая внимания ни на чьи беды, кроме собственных. Голливудский стандарт в работу Андреасяна не просочился. В «Землетрясении» нет никакого надуманного экшена, зато есть подлинная драматургия: прекрасный сценарий, в котором реальные истории реальных людей бережно собраны в горсть, переплетены и показаны нам кусочками, яркими, характерными отрывками. Есть некое подобие главных героев.  В целом же внимание распределяется всем и поровну, и в какие–то моменты концентрация боли просто сбивает с ног. Четкое понимание: речь идет о том, что действительно было.


«Перед этим горем гнутся горы» — писала Ахматова, хотя и по другому поводу. Грант Тохатян, сыгравший лейтенанта милиции, признавался: ощущения, которые он испытал, попав на съемки, были такими же, как после катастрофы, когда он — участник спасательной операции — впервые вошел в разрушенный Ленинакан. Целый ряд кадров в фильме и декорации выстраивались с документальной точностью. Город после землетрясения, каким его зафиксировали на хроникальной пленке, был фактически воссоздан на съемочной площадке.

— Красный шарф, по которому обнаруживают под завалами одну из героинь, также часть реальной истории, — рассказал режиссер. — Мы готовились к съемкам несколько лет, общались со спасенными и со спасателями... И вот одна девушка принесла нам этот шарф. По нему ее нашли под завалами и смогли освободить. Наша героиня в фильме носит именно этот шарф. И эпизод с мальчиком, которого выбрасывают из окна больницы, чтобы спасти, тоже взят из жизни.


Самое главное было ни в чем не соврать, говорит Андреасян. Именно поэтому все детали продуманы скрупулезно, до мелочей. Единственно, что образы мародеров (в киноленте нельзя без своих злодеев) все–таки несколько смягчены. В реальности разгул криминала на руинах разрушенных городов был еще более чудовищен: солдатам, стоявшим в караулах, по ночам приходилось отстреливаться от грабителей, которые съезжались отовсюду поживиться имуществом погибших.

Но фильм — не о борьбе добра и зла и не о том, как ужасна смерть. Он о том, как общая трагедия объединила Советский Союз, как люди жертвовали собой ради других, как рвались спасать и помогать, мчались через огромную страну и везли одежду, лекарства, продукты, как сдавали кровь, сутками не выходили из операционных, принимали в семью осиротевших детей. Это тоже факт. После землетрясения в Армении ни один ребенок не попал в детский дом. Сегодня мы не способны на такие жертвы во имя чужих нам и незнакомых людей?..

«Землетрясение» в цифрах и фактах


Бюджет фильма — 200 миллионов российских рублей.

Работа над сценарием заняла 4 года, съемки — 42 дня.

Площадь декорации разрушенного города — 10 тысяч кв. метров. На ее постройке работала тяжелая техника, было завезено 8 тысяч тонн стройматериалов (дерево, пенопласт, бетонные блоки, асфальт).

5 грузовиков с реквизитом понадобилось для наполнения разрушенных квартир (мебель, ковры, люстры, игрушки, книги).

4 тонны цементного порошка использовали для создания визуальных эффектов, для съемочной группы закупили 1.500 респираторов.

Сцены мирной жизни до землетрясения снимались в Гюмри (Ленинакане), сцены после трагедии — в России. На съемках в Гюмри в массовых сценах были задействованы 150 жителей города, многие из них пережили землетрясение.

Продюсер картины Рубен Дишдишян и актер Грант Тохатян — участники спасательной операции в Ленинакане.

Каждый съемочный день завершался минутой молчания — в память о жертвах землетрясения.

Музыку к фильму написал Айко — певец и композитор, представитель Армении на «Евровидении–2007». «Землетрясение» — 8–я по счету картина, в которой он выступает автором саундтрека.

Фильм выдвигался на «Оскар» от Армении, но не принят, поскольку режиссер имеет не армянское, а российское гражданство.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 234 (25116). Вторник, 6 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter