Все жанры хороши, кроме скучных!

В Минске продолжается фестиваль «Панорама–2007»
В Минске продолжается фестиваль «Панорама–2007»

Немецким спектаклем «Школяр в раю» на сцене театра им. Янки Купалы сегодня продолжится пятый день Международного театрального фестиваля «Панорама». Ажиотаж публики, судя по первым дням, огромен и будет только нарастать. Спектакли проходят при полных залах, в пресс–центре наливают бесплатный кофе — что еще нужно журналисту, чтобы достойно встретить театральный праздник?

Кто не рискует...

О показанном на «Панораме–2007» спектакле из Литвы «Мастер и Маргарита» Оскараса Коршуноваса наши зрители будут еще спорить долго. Имя режиссера нам хорошо известно. Какой бы рискованной ни была постановка, работает и сам брэнд романа Булгакова. Любая постановка этого бессмертного произведения априори будет вызывать интерес. Тем более что сейчас по НТВ в очередной раз повторяют версию Владимира Бортко. Поначалу его работа казалась абсолютно неудачной. Но после третьего показа даже к ней глаз, что называется, притерся...

И все же главная проблема спектакля Коршуноваса, может быть, заключается в том, что сделан он на западного зрителя, конкретно для Авиньонского фестиваля, выступившего сопродюсером постановки. Там же и состоялась мировая премьера спектакля. Если это и Булгаков, то поставленный без любви и сострадания. Холодный, едкий фарс, временами затянутый, временами вдохновенный. По крайней мере, мы еще не видели такого бала у Сатаны — решенного в стиле полубезумного театра теней. Но это не спасло спектакль от перебора сомнительных и не всегда уместных гэгов в исполнении свиты Воланда.

Не надо слов!

Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко пошел совсем по другому пути и показал спектакль без антракта и слов — пластическую фантазию об оперной диве Соломии Крушельницкой. «Это наш эксперимент, и, по–моему, удачный», — представляя постановку, сказал художественный руководитель театра, народный артист Украины и СССР Богдан Ступка.

Перед показом «Соломии» министр культуры Владимир Матвейчук поблагодарил киевский коллектив за участие в нынешнем фестивале:

— Участие Национального академического театра имени Ивана Франко в «Панораме» — это свидетельство продолжения добрых традиций культурного сотрудничества Беларуси и Украины, пример плодотворно продолжающихся отношений, украшающих культуру наших славянских народов.

Владимир Матвейчук заранее пригласил Богдана Ступку и на приближающийся кинофестиваль «Лiстапад».

— Пусть и там повторится ситуация 2004 и 2005 годов, когда вы забрали все призы! — пошутил министр.

17 мгновений Богдана Ступки

А вчера Богдан Сильвестрович принял участие в «круглом столе» «Театр XXI века: проблемы развития» в Белорусской государственной академии искусств, где встретился с преподавателями и учащимися. Однако официозного «круглого стола», слава Богу, не получилось. Актерское нутро и обаяние блистательного артиста взяло верх, и он откровенно поговорил с нами о театре, превратностях судьбы, о своей самой необычной роли — роли чиновника, которую ему приходилось исполнять в жизни, не на сцене. Тем более что Минск для Ступки — город во всех смыслах нечужой:

— В Минске у меня живет мой друг, народный артист Беларуси Арнольд Помазан. Мы с ним учились в студии при театре во Львове. Нашим дипломным спектаклем стал «Город на заре» Алексея Арбузова. Я играл отрицательную роль, а Помазан — начальника строительства по фамилии Добров. Меня вообще долгое время считали отрицательным персонажем. Говорили, что у меня отрицательное обаяние. Но потом, когда сыграл в спектакле «Украденное счастье», сказали, что я могу быть и положительным. Уже тогда я понял, что все амплуа — это условности.

К тому же Богдану Ступке было приятно, что в аудитории находился человек, который в 1984 году подписал ему диплом театроведа в Киевском театральном институте — профессор Анатолий Викентьевич Соболевский. Под гром аплодисментов Анатолий Викентьевич поднялся поприветствовать своего ученика.

— Я получал свой диплом, — вспоминал Ступка, — будучи уже народным артистом. В комиссии присутствовала Ада Николаевна Роговцева. Она, увидев меня, помахала: «Бодя, иди к нам». Она не знала, что я студент. И когда подошла моя очередь подниматься на сцену за дипломом, она чуть не упала со стула. Дело в том, что я долго учился в театральном институте — 17 лет. В 1969 году начал сниматься в кино, а съемки всегда выпадали на сессии. Надо было выбирать — либо кино, либо учеба. Я выбрал кино, поэтому учеба затянулась. Надо отдать должное терпению преподавателей — меня никто не выгонял.

Вообще, с числом 17 у меня многое связано. 17 месяцев я был министром культуры. Это, как 17 мгновений весны. Мне очень нравилось играть роль министра культуры. Боже, как меня любили! Какие подарки дарили на день рождения! Какие картины! Когда меня стали повторно приглашать на этот пост, я сказал: «Только на один день — на свой день рождения».

Больше всего горжусь принятым решением: каждый последний четверг месяца я сделал днем бесплатного посещения всех увеселительных заведений студентами, солдатами срочной службы и пенсионерами.

Рассказал Ступка и о последних работах в кино:

— Сейчас я закончил работу в фильме Владимира Бортко «Тарас Бульба». У меня был комплекс, что я не такой толстый, как надо. У Гоголя же написано, что Тарас Бульба весит двадцать пудов. Я начал считать: пуд — это шестнадцать килограммов. Получается — триста двадцать... Как же он тогда ходил?

Это были очень тяжелые съемки — лето, жара, лошади, огромная массовка... Я в кольчуге, сапогах, каракулевой шапке. Молодежь получала солнечные удары, падала в обмороки. А эта каракулевая шапка как раз меня и спасала. Недаром в Средней Азии носят теплые вещи летом. Два раза меня чуть не затоптала лошадь — помогли ребята–каскадеры. Когда съемки закончились, я упал на землю, поцеловал ее и перекрестился, что все хорошо закончилось.

Фото Александра ДМИТРИЕВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter