Соглашение о принципах единой промышленной политики откроет доступ российским компаниям на белорусский рынок, а белорусским — на российский.
Грамотный ответ
Чтобы успешно противостоять санкциям, Россия и Беларусь перешли в машиностроении к ускоренному импортозамещению. Плюс активно идет процесс взаимодополнения. В качестве примера можно привести сотрудничество российского КАМАЗа с рядом предприятий промышленного сектора Беларуси, в том числе и с МАЗом. Сейчас предприятия обсуждают вопросы унификации производства грузового и пассажирского транспорта.Страны также активно реализуют союзные программы по формированию единой промышленной политики, отмечает первый заместитель министра промышленности Беларуси Александр Огородников:
— Фундаментом взаимодействия Беларуси и России послужили договоренности глав наших государств, созданы и работают совместные рабочие группы по таким направлениям, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, станкостроение, микроэлектроника.
Примеров кооперационного промышленного сотрудничества Беларуси и России немало. При согласованных подходах белорусских и российских производителей, выработке необходимых мер стимулирования в долгосрочной перспективе микроэлектронная промышленность наших стран займет достойное место в топе мировых производителей, а также имеет все основания стать в самое ближайшее время реальным драйвером ускоренного развития национальных экономик Союзного государства. На утверждении в Совмине Союзного государства находится научно-техническая программа «Интелавто». К работе по ее выполнению планируется приступить до конца 2022 года.
Загрузка по полной
Российский рынок был и остается ключевым для флагмана белорусского автомобилестроения — БЕЛАЗа. Сегодня идет переориентация с европейских и американских компаний на производителей дружественных стран, а также предприятия Беларуси и России. В частности, среди импортозамещающих проектов, которые будут реализованы за счет кредитных ресурсов Российской Федерации, — кольцераскатное производство. БЕЛАЗ станет реализовывать его на базе одного из предприятий в Оршанском районе.— Срок реализации проекта — 2021 — 2025 годы. Ориентировочный объем инвестиций — около 200 миллионов рублей, — рассказал генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» Сергей Никифорович. — Производимая продукция — кольцевые заготовки с высоким качеством и минимальным припуском под механическую обработку. Подобная продукция активно используется в авиадвигателестроении, атомной энергетике, судостроении, ракетной технике, машиностроении и других отраслях промышленности.
Ставка на свое
Беларусь и Россия планируют скоро окончательно подписать межправительственное соглашение о принципах единой промышленной политики, а также соглашение по учету технологических операций. Это откроет доступ российским компаниям на белорусский рынок, а белорусским — на российский. Хороший пример Татарстан. К слову, все новинки автобусов, грузовиков, низкопольных трамваев из Беларуси обкатываются именно здесь.— Самое главное, что предприятия Беларуси всегда положительно реагируют на наши предложения, — говорит заместитель премьер-министра Татарстана — министр промышленности и торговли Олег Коробченко. — Беларусь оказалась более подготовленной к нынешней ситуации. И сейчас такие предприятия, как МТЗ, МАЗ, «Амкодор», помогают замещать импорт. В итоге значительно вырос объем товарооборота. И есть все предпосылки для его увеличения. При этом прорабатываются новые направления для взаимодействия. Перспективное направление — станкостроение. То, чего у нас нет. И мы хотим этот кластер воссоздать в Татарстане. В этот кластер войдут более 40 различных компаний. Ежегодно нам надо производить по две тысячи станков.
Именно в Татарстане планируется начать серийный выпуск беспилотных тракторов. Техника высокой степени автоматизации. Разработан Центром превосходства «Специальная робототехника и искусственный интеллект» Института вычислительной математики и информационных технологий Казанского федерального университета совместно с ООО «ТПК МТЗ — Татарстан» в рамках программы стратегического академического лидерства Казанского федерального университета.
— Разработанная модель предназначена для выполнения профильных работ на открытых территориях: поля, фермы, открытые территории заводов, — пояснил генеральный директор МТЗ Виталий Вовк. — Начинка в технике российско-белорусская.
На МАЗе также используют в основном компонентную базу, созданную в сотрудничестве с российскими партнерами, рассказал первый заместитель коммерческого директора завода Борис Мущинский:
— Это такие предприятия, как «Северсталь», Магнитогорский металлургический завод, Ярославский моторный завод и другие. Вместе с российскими партнерами открываем новые перспективные рынки: Индию, Китай и Юго-Восточную Азию. Они, в свою очередь, могут обеспечить Союзное государство комплектующими.
По мировым стандартам
В прошлом году в Ногинске запущено производство малолитражных дизельных белорусских двигателей мощностью 35 — 49 л. с. До конца 2022‑го планируется начать сборку 4‑цилиндровых двигателей, поделилась перспективными планами начальник управления маркетинга и продвижения продукции МТЗ Анна Кодымова:— Особенность проекта в том, что двигатели данного диапазона мощности никогда ранее в России не производились и успешно смогут заместить импортируемые в РФ силовые установки, применяемые в мини-тракторах, дорожно-строительной технике, генераторных установках. Производство линеек малолитражных дизельных двигателей поможет сохранить и развить существующие компетенции российских и белорусских предприятий, создаст условия для интенсивного развития отрасли двигателестроения, что позволит создавать продукты, соответствующие современным мировым стандартам.
sichevich@sb.by