Беларусь и Россия активно ищут резервы импортозамещения

Все возможно

В условиях беспрецедентного внешнего давления Беларусь и Россия проводят слаженную политику по самым разным направлениям. С уходом западных компаний для производителей из Союзного государства открылось широкое окно возможностей. Они активно занялись импортозамещением. Особенно это актуально сейчас в машиностроении. Что уже сделано и какие у производителей планы, разу-знал корреспондент ­«СОЮЗа».

Соглашение о принципах единой промышленной политики откроет доступ российским компаниям на белорусский рынок, а белорусским — на российский.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

Грамотный ответ

Чтобы успешно противостоять санкциям, Россия и Беларусь перешли в машиностроении к ускоренному импортозамещению. Плюс активно идет процесс взаимодополнения. В качестве примера можно привести сотрудничество российского КАМАЗа с рядом предприятий промышленного сектора Беларуси, в том числе и с МАЗом. Сейчас предприятия обсуждают вопросы унификации производства грузового и пассажирского транспорта.

Страны также активно реализуют союзные программы по формированию единой промышленной политики, отмечает первый заместитель министра промышленности Беларуси Александр Огородников:

— Фундаментом взаимодействия Беларуси и России послужили договоренности глав наших государств, созданы и работают совместные рабочие группы по таким направлениям, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, станкостроение, микроэлектроника.

Примеров кооперационного промышленного сотрудничества Беларуси и России немало. При согласованных подходах белорусских и российских производителей, выработке необходимых мер стимулирования в долгосрочной перспективе микроэлектронная промышленность наших стран займет достойное место в топе мировых производителей, а также имеет все основания стать в самое ближайшее время реальным драйвером ускоренного развития национальных экономик Союзного государства. На утверждении в Совмине Союзного государства находится научно-техническая программа «Интелавто». К работе по ее выполнению планируется приступить до конца 2022 года.

Загрузка по полной

Российский рынок был и остается ключевым для флагмана белорусского автомобилестроения — БЕЛАЗа. Сегодня идет переориентация с европейских и американских компаний на производителей дружественных стран, а также предприятия Беларуси и России. В частности, среди импортозамещающих проектов, которые будут реализованы за счет кредитных ресурсов Российской Федерации, — кольцераскатное производство. БЕЛАЗ станет реализовывать его на базе одного из предприятий в Оршанском районе.

— Срок реализации проекта — 2021 — 2025 годы. Ориентировочный объем инвестиций — около 200 миллионов рублей, — рассказал генеральный директор ОАО ­«БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» Сергей Никифорович. Производимая продукция — кольцевые заготовки с высоким качеством и минимальным припуском под механическую обработку. Подобная продукция активно используется в авиадвигателестроении, атомной энергетике, судостроении, ракетной технике, машиностроении и других отраслях промышленности.

Ставка на свое

Беларусь и Россия планируют скоро окончательно подписать межправительственное соглашение о принципах единой промышленной политики, а также соглашение по учету технологических операций. Это откроет доступ российским компаниям на белорусский рынок, а белорусским — на российский. Хороший пример Татарстан. К слову, все новинки автобусов, грузовиков, низкопольных трамваев из Беларуси обкатываются именно здесь.

— Самое главное, что предприятия Беларуси всегда положительно реагируют на наши предложения, — говорит заместитель премьер-министра Татарстана — министр промышленности и торговли Олег Коробченко. — Беларусь оказалась более подготовленной к нынешней ситуации. И сейчас такие предприятия, как МТЗ, МАЗ, «Амкодор», помогают замещать импорт. В итоге значительно вырос объем товарооборота. И есть все предпосылки для его увеличения. При этом прорабатываются новые направления для взаимодействия. Перспективное направление — станкостроение. То, чего у нас нет. И мы хотим этот кластер воссоздать в Татарстане. В этот кластер войдут более 40 различных компаний. Ежегодно нам надо производить по две тысячи станков.

Именно в Татарстане планируется начать серийный выпуск беспилотных тракторов. Техника высокой степени автоматизации. Разработан Центром превосходства «Специальная робототехника и искусственный интеллект» Института вычислительной математики и информационных технологий Казанского федерального университета совместно с ООО «ТПК МТЗ — Татарстан» в рамках программы стратегического академического лидерства Казанского федерального университета.

— Разработанная модель предназначена для выполнения профильных работ на открытых территориях: поля, фермы, открытые территории заводов, — пояснил генеральный директор МТЗ Виталий Вовк. — Начинка в технике российско-белорусская.

На МАЗе также используют в основном компонентную базу, созданную в сотрудничестве с российскими партнерами, рассказал первый заместитель коммерческого директора завода Борис Мущинский:

— Это такие предприятия, как «Северсталь», Магнитогорский металлургический завод, Ярославский моторный завод и другие. Вместе с российскими партнерами открываем новые перспективные рынки: Индию, Китай и Юго-Восточную Азию. Они, в свою очередь, могут обеспечить Союзное государство комплектующими.

По мировым стандартам

В прошлом году в Ногинске запущено производство малолитражных дизельных белорусских двигателей мощностью 35 — 49 л. с. До конца 2022‑го планируется начать сборку 4‑цилиндровых двигателей, поделилась перспективными планами начальник управления маркетинга и продвижения продукции МТЗ Анна Кодымова:

— Особенность проекта в том, что двигатели данного диапазона мощности никогда ранее в России не производились и успешно смогут заместить импортируемые в РФ силовые установки, применяемые в мини-тракторах, дорожно-строительной технике, генераторных установках. Производство линеек малолитражных дизельных двигателей поможет сохранить и развить существующие компетенции российских и белорусских предприятий, создаст условия для интенсивного развития отрасли двигателестроения, что позволит создавать продукты, соответствующие современным мировым стандартам.

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter