Все включено. Как повысить престиж профессии учителя и привлечь в школу высокопрофессиональных педагогов?

Предложение Министерства образования о необходимости разработать систему бонусов для работников сферы образования вызвало повышенный интерес у педагогов. Сегодня эту тему обсуждают практически в каждом школьном коллективе. Одни считают, что нужно предоставить всем учителям без исключения право на льготный кредит под строительство жилья или же обеспечить преподавателям выплату нескольких поощрительных окладов к отпускным. Еще один вариант — сделать ставку на трудовые гарантии. К примеру, не переводить на контракт добросовестных сотрудников и не заключать его в том случае, если у нанимателя нет для этого финансовых средств. Наконец, есть мнение, что следует усовершенствовать систему профессионального пенсионного страхования.

Предложение Министерства образования о необходимости разработать систему бонусов для работников сферы образования вызвало повышенный интерес у педагогов. Сегодня эту тему обсуждают практически в каждом школьном коллективе. Одни считают, что нужно предоставить всем учителям без исключения право на льготный кредит под строительство жилья или же обеспечить преподавателям выплату нескольких поощрительных окладов к отпускным. Еще один вариант — сделать ставку на трудовые гарантии. К примеру, не переводить на контракт добросовестных сотрудников и не заключать его в том случае, если у нанимателя нет для этого финансовых средств. Наконец, есть мнение, что следует усовершенствовать систему профессионального пенсионного страхования.

Вернуть статус

— Сегодня необходимо всерьез думать, как повысить престиж профессии учителя, — считает председатель ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр Бойко. — Иначе мы не сможем привлечь в школу высококвалифицированные кадры. Причем рассчитывать, что решить эту проблему можно только с помощью  профессионально-психологического собеседования при поступлении на педагогические специальности, не совсем правильно. В первую очередь преподавателю необходимо предложить определенный социальный пакет. Его введение актуально еще и потому, что из школы уходят мужчины, на данный момент в общеобразовательных учреждениях их не более 15 процентов.
Казалось бы, решение проблемы дополнительных гарантий должны были взять на себя контракты. Между тем несмотря на то что в сфере образования по контрактам работает около 80 процентов кадров, механизм материального стимулирования не везде оказывается действенным, отмечает главный правовой инспектор труда ЦК Белорусского профсоюза работников образования Лариса Манюк. Предоставляемые бонусы минимальные — как правило, один день дополнительного отпуска и повышение тарифной ставки на один—три процента.

Расчет с выходным пособием

Со своей стороны профсоюзы постарались разработать определенные меры для защиты педагогов, благодаря чему удалось снять напряженность в этой сфере. Так, существенно снизилось количество контрактов, заключенных на один год, они составляют всего 17 процентов. В то же время до 37,9 процента увеличилось число трудовых договоров, срок действия которых пять лет.
Кроме того, в отраслевом соглашении с Министерством образования на 2010—2012 годы нанимателям рекомендовано переводить своих работников, которые в течение пяти лет не имели никаких нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, на трудовой договор на неопределенный срок. Причем в случае непродления контракта с таким добросовестным работником руководитель обязан письменно указать причину увольнения.
— Однако установленные соглашениями и коллективными договорами нормы многие наниматели воспринимают как рекомендательные. И чтобы защитный механизм заработал повсеместно, необходимо закрепить его на законодательном уровне, — уверена Лариса Манюк. — Плюс ко всему следует предусмотреть компенсационные выплаты для уволенных в связи с окончанием действия контракта — в размере трех среднемесячных окладов.

И швец, и жнец

Немало вопросов возникает и с профессиональным пенсионным страхованием педагогов. Рассчитывать на пенсию за выслугу лет сегодня могут фактически только учителя начальных классов, белорусского и русского языка и литературы, а также математики. Так как лишь они оказываются в состоянии выполнить три обязательных условия — иметь полную учебную нагрузку (не менее 18 часов), классное руководство, заниматься проверкой тетрадей.
Существует и еще один момент: в стаж, дающий право на профессиональную пенсию, не включается отпуск по уходу за ребенком до трех лет. К тому же нет ясности, как учитывать время каникул и курсов повышения квалификации. Таким образом, в перспективе максимальное число дней работы в особых условиях в год будет составлять лишь 252 дня (36 рабочих недель). В результате реально получить право на пенсию за выслугу лет смогут только те педагоги, которые отработали в системе образования не менее 35—36 лет (женщины) или 41—43 года (мужчины).
— Поэтому мы считаем необходимым изменить некоторые подходы в профессиональном страховании, — высказывает свое мнение Лариса Манюк. — В частности, сделать главным один критерий — полная ставка на должности, предусмотренной специальным перечнем. Причем распространяться эта пенсионная льгота должна и на тех работников, которые имеют нужную нагрузку в сумме в нескольких местах. Наконец, в период работы, подлежащий профессиональному пенсионному страхованию, следует включать весь учебный год.
К слову, для решения этих вопросов Министерством образования уже разработан ряд предложений, которые со своей стороны поддержаны Министерством труда и социальной защиты.
Что касается социального пакета, то, безусловно, это вопрос не одного дня. Ведь его введение потребует определенных финансовых затрат. Причем немалых. Поэтому необходимо взвесить все за и против и определиться, что же сегодня наиболее актуально для учителей.

“НГ” спросила

А что, на ваш взгляд, должно входить в социальный пакет педагогов?

Наталья ЧЕРНЫШЕВА, директор гимназии № 1, Воложин:
— Престижность любой профессии — это прежде всего достойная заработная плата. За последнее время доходы учителей существенно подросли. В нашем учебном заведении педагоги в среднем получают чуть более миллиона. Хотелось бы, чтобы и в дальнейшем эта тенденция сохранилась.

Юрий АНДРЕЙЧИК, председатель Ганцевичской  районной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки:
— На первое место, несомненно, я поставил бы решение жилищного вопроса. К примеру, можно закрепить законодательно норму о том, что 20 процентов строящегося жилья в регионах отдается работникам социально-культурной сферы. Второй момент — компенсация расходов на проезд к месту работы. Особенно это актуально для учителей, которые трудятся в сельской местности, а живут в районном центре. Третье предложение — льготный потребительский кредит на покупку компьютерной техники и специальный учительский тариф доступа в интернет.

Оксана БАРОЖИНСКАЯ, преподаватель русского языка и литературы, Минск:
— Основной формой отношений между нанимателем и педработником должен быть не контракт, а трудовой договор на неопределенный срок. Это более гибкий и мобильный вариант. Наша профессия стала бы намного привлекательнее, если бы все учителя имели право на льготный кредит на строительство жилья.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter