В поисках утраченного. Как отдыхали в общественных парках и садах сто лет назад

Все — в сад

В позапрошлом столетии и начале прошлого городские парки часто называли городскими садами. И действительно, глядя на фотографии и почтовые открытки вековой давности, в первую очередь обращаешь внимание на почти буколическую, мирную, безмятежную, чувствительную и сентиментальную пышность пейзажа и составляющих его растений — настоящий райский сад. Неудивительно, что такие площадки становились излюбленным местом отдыха горожан, — под сенью тополей, кленов, каштанов, лип, ясеней, берез, когда воздух благоухает ароматами акаций, сирени, жасмина, пионов и роз… Однако, кроме уединения и тишины, публике требовались и развлечения. Поэтому в городских садах посетителей зазывали питейные заведения, буфеты и кафешантаны, здесь открывались летние эстрады, театры и даже цирки.

Витебск. Летняя эстрада и фонтан на Губернаторском бульваре. Начало ХХ века.

Эх, Маруся…

Уже вечер вечереет,
Все на фабрику идут,
А Маруся отравилась —
В госпиталь ее везут, — низкий женский голос уверенно разлетался с летней парковой эстрады, сопровождаемый одобрительным гулом и аплодисментами. В начале ХХ века так называемые уличные песни Веры Вериги пользовались большим успехом у минской отдыхающей публики — в основном, конечно, той, что попроще, и у молодежи. Исполнительница городского фольклора выходила на эстраду в ситцевом платье, высоких шнурованных ботиночках, черном платочке — вся такая своя, понятная, как и ее немудреные припевки, то вышибающие слезу, то заставляющие хохотать до упада.

Вообще, городские сады в основном оставались местом отдыха для «чистой публики». Летом здесь били фонтаны, романтично играл духовой оркестр, выступали с музыкальными номерами и театральными постановками гастролеры. Так, в Брест-Литовске в 1914 году, будучи проездом, вместе с симфоническим оркестром в деревянном театре Городского сада (заложен в 1835 году в так называемом Кобринском предместье) дал грандиозный концерт сам Сергей Рахманинов. Но в таком саду ворота нараспашку для господ офицеров, солдатушкам же приходилось искать иные места развлечений.

Гомель. Гоголевский сад. Начало ХХ века.
Что касается истории Городского сада в Бресте, известный этнограф Павел Михайлович Шпилевский в конце XIX века писал, что его аллеи заложили на кургане древнего капища. Но «на месте археологической достопримечательности… одно, что может некоторым образом наводить на языческое происхождение кургана и копцов, — это то, что в настоящее время возле парка (а прежде, до разведения парка, на самом кургане) бывает народное гулянье в Юрьев день с плясками, хороводами и песнями…».

Конечно, везде в публичных парках, скверах и садах выделялись свои «аллеи влюбленных» — как же без них. Правда, в связи с тем иногда случались определенные издержки. По Никифоровскому, в Витебске открытый в середине XIX века для общественного пользования сад «не замедлил сделаться притоном «воркующих голубков» и соединенной с сим беспорядочности, а потому в середине 70-х годов снова был закрыт для общественного пользования».

Пинск. Аллея над Пиной. 1930-е годы.
Прибрежный шарм

Кроме городских садов, закладывались также живописные бульвары и аллеи. Например, в Витебске любимым местом прогулок горожан стал Губернаторский бульвар, где «играли бульварные оркестры, показывались скороходы, канатные и другие плясуны, «деды, петрушки»; в разных бойких местах стояли величественные карусели, а зимою устраивалась бульварная горка, которой с тех пор не видал больше Витебск» (Н.Я.Никифоровский).

В Гродно после ликвидации ботанического сада Жилибера появились Городницкий и Губернский сады и парк князей Четвертинских.

Брест. Летняя эстрада в городском саду. Начало ХХ века.
Сады, бульвары, аллеи становились особенно привлекательными, когда их разбивали по берегу реки. Тогда к любимым развлечениям прибавлялось еще и катание на лодках, а то и на пароме, как в брестском Городском саду — через Мухавец. Великолепно выглядела аллея над Пиной в Пинске. Вообще, вода добавляла любому месту отдыха особый шарм. В Бресте в начале ХХ века на территории сада обнаружили целебный источник. Практически везде били сверкающие фонтаны.

В конце XVIII — начале XIX века заложили Александровский бульвар в Дисне — параллельно Двине. И здесь в тени развесистых дубов работали аттракционы, играли духовые оркестры. В 1911 году в Дисне в городском здании уездного отделения «Общества попечительства о трезвости» начала выступать на тот момент еще любительская театральная труппа под руководством Игната Буйницкого, будущего создателя профессионального белорусского национального театра.

Гродно. Летний театр в парке. Конец ХIХ века.
В 1829 году заложили Муравьевский сквер в Могилеве, иногда его также называли садом. В 1888 году на территории сквера построили свой городской театр.

Где вы теперь?

Минск имел городской парк, или Губернаторский сад, основанный в 1800 году губернатором Захарием Корнеевым. Еще минчане любили прогуливаться по Александровскому скверу: его открыли в 1872 году. Сердцем сквера единогласно признавали единственный в городе фонтан, украшенный скульптурной композицией «Лебедь и Амур». Его запустили в 1874 году, вскоре после того, как в Минске заработал водопровод. Кстати, с 1903 года в сквере открылся первый в городе газетно-журнальный киоск.

Дисна. Александровский бульвар. Начало ХХ века.
Александровский сквер облюбовала прежде всего местная интеллигенция, а вот простой народ по праздникам больше «тусовался» в Соборном сквере (теперь на площади Свободы), где можно было купить «шипучую воду», мороженое, игрушки детям. Здесь же в 1884 году антрепренер Никитин возвел первое деревянное здание цирка.

А вообще, в соответствии с распоряжением городского управления в парк и скверы не допускались особы, «непристойно и грязно одетые: торговцы, чернорабочие и мастеровые, которые толпой идут на работу или возвращаются с нее». Но без развлечений никто не оставался. На рабочих окраинах по вечерам и в праздники звучали задорные припевки, порой с политическим подтекстом, с белорусскими народными песнями здесь нередко выступал хор Терравского, пишет в своей замечательной книге «Минск сто лет назад» Захар Шибеко.

Минск. Вход в Губернаторский сад. Начало ХХ века.
В самом начале ХХ века в Минске появился кинематограф. Цены на билеты назначались небольшие.

В 1905 году на Юрьевской улице открылся театр-ресторан «Аквариум», где ежедневно давал концерты струнный оркестр. Рядом с городской электростанцией с 1914 года работал театр «Варьете». На летних верандах танцевали танго, чарльстон. Особенно увлекались задорной полькой «ойра-ойра» и даже подпевали в ритм: «Что за танец ойра-ойра! До чего ж ты стройна-стройна!..» В кафешантанах популярностью пользовались лирические «ариетки» Вертинского, звучавшие с граммофонных пластинок. В живом исполнении их весьма искусно повторял местный «Вертинский» — некто Аметист Матео, в миру Митрофан Селивончик: в белом балахоне с большими черными пуговицами а-ля Пьеро, с загримированным белой краской лицом. В воздухе повисало страдальческое: «Где вы теперь? Кто вам целует пальцы?..» В ответ Вера Верига уверенно выбивала свою чечетку…

Могилев. Муравьевский сквер. Начало ХХ века.
likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter