Все — в процессе. Болонском

Бакалавры и магистры у нас будут. Вопрос решенный. Вот только смысл в эти понятия каждый вкладывает свой.
Бакалавры и магистры у нас будут. Вопрос решенный. Вот только смысл в эти понятия каждый вкладывает свой. После того как закон о высшем образовании был возвращен на доработку, дискуссия разгорелась с новой силой. Насколько знания, которые сегодня получают студенты, соответствуют требованиям дня? Как скажется переход на двухуровневую систему на качестве высшего образования? Над этим сегодня размышляют наши авторы.

Откуда и почему возник Болонский процесс? В конце прошлого века 29 европейских стран подписали в Болонье декларацию, в которой заявили о своей готовности объединить усилия, направленные на создание единого европейского образовательного пространства. Принимая декларацию, Европа более всего думала не о нас, а о себе. Ей в первую очередь выгоден этот процесс с точки зрения установления контактов с высшей школой стран СНГ. Эквивалентность дипломов для «них» — источник научных кадров, эффективная система перекачки умов из различных стран, условие беспрепятственного отбора талантливых молодых людей.

В Беларуси Болонский процесс в период его становления особо никого не интересовал. Активно заговорили о нем только, когда отклонили закон о высшей школе. И правильно, что отклонили, т.к. никто не мог толком ответить: зачем нам это нужно? Тем не менее процесса «болонизации» нам не миновать.

Идея о двухуровневом образовании в какой–то степени была реально воплощена еще в СССР: четыре курса в институте — незаконченное высшее образование и пять — законченное. Но и в первом, и во втором случаях студент выходил из стен вуза специалистом. Иначе и не могло быть. Со времен первых пятилеток была выработана концепция подготовки кадров. Государство не могло тратить народные деньги на подготовку «неспециалистов» с высшим образованием. В учебных планах 70 — 80-х годов специализация начиналась на 3 — 4-м курсах. На 5-м изучалось всего 10 — 25 процентов дисциплин по специальности. После развала Союза началась «рационализация» учебных планов и до 50 процентов спецпредметов постепенно перешли на 5-й курс. Модель советской образовательной системы начала постепенно разрушаться, а качество образования — снижаться.

Для перехода к болонской модели необходимо восстановить соотношение часов специализаций на 3 — 4-м курсах. Тогда специалисту с незаконченным высшим образованием после четвертого курса можно присваивать степень бакалавра–инженера, а после пятого — магистра–инженера. Чтобы перейти на 5-й курс, можно или государственный экзамен сдавать, или защитить дипломный проект по специальности.

Чтобы подготовить специалиста, достаточно 4 лет. За эти годы мы должны дать образование и профессиональные знания, научить зарабатывать деньги. А вот учиться мыслить, творить, т.е. приобретать академические знания, следует на пятом курсе.

Есть еще вопрос. Какого специалиста мы готовим: широкого или узкого профиля? С этим непосредственно связан важный для государства вопрос о сроках обучения в вузах. Известно, что в начале ХХ века срок обучения в первых институтах России составлял 4 года. Как писала в 1904 году пресса, молодого человека, прочно усвоившего основы технических наук и показавшего полное умение толково и самостоятельно применять их на каком–либо одном или двух частных примерах, можно смело пускать в жизнь. Нужно предоставить ему возможность самостоятельно, на практике, дорасти до уровня квалифицированного специалиста. А задерживать его в учебном заведении — значит заставлять непроизводительно тратить свои лучшие годы и молодые силы.

Николай СЕМЕНЮТА, профессор Белорусского государственного университета транспорта.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter