Все в одном

Об оплате коммунальных услуг
— За коммунальные услуги переплачивать не будете, — убеждал меня хозяин съемной квартиры. — Здесь все по счетчикам учитывается: горячая и холодная вода, газ, электричество. Оплачивать очень удобно: раз в месяц снимаете все показания, идете на почту или в отделение банка, называете мою фамилию, адрес квартиры или лицевой счет и отсчитываете купюры...

Я обрадовалась. В сберкассе даже очереди почти не было. Может, потому, что в нашем микрорайоне все дома такие «продвинутые»?

— Мне бы «коммуналку» оплатить, — предупреждаю кассира. — Адрес — улица Голодеда, дом ХХ квартира ХХХ.

Девушка сосредоточенно выбила дробь на клавиатуре и ответила:

— Что–то база данных «глючит», у вас квитанция с лицевым счетом есть?

— Нет, — отвечаю, порывшись в сумочке.

— Тогда ничем не помогу — попробуйте сходить в другое отделение.

Но в другом отделении компьютеры тоже барахлили: программа отказывалась искать данные о квартплате и по адресу, и по фамилии. Добродушная старушка — соседка по очереди — дала бесплатный совет: на отдельный листочек бумаги выписать все лицевые счета и носить в кошельке, раз в месяц предъявляя сотрудницам сберкассы. Придя домой, я так и поступила, а затем подумала: каменный век... Почему бы это коммунальным службам не объединить все графы — «вода, газ, телефон, электричество» и т.д. под одним лицевым счетом? А заодно — кредиты, оплаты за услуги домоуправов, спутниковое телевидение, подписку, земельный налог, автостоянку, детский сад, услуги интернет–провайдеров... Только представьте себе: переступаешь порог сберкассы, достаешь из сумочки толстенький кошелек и идентификационную магнитную карту (о десятках номеров лицевых счетов и договоров можно будет забыть!), затем протягиваешь кассиру нужную сумму денег и буквально минуту спустя чувствуешь себя человеком, на ближайший месяц свободным от долгов... Так ведь и нам, потребителям, будет проще, и организациям. Зная, что в отделении банка никакой неразберихи быть не может, люди станут пользоваться большим количеством услуг, что, в свою очередь, принесет хорошую прибыль — выгоду, которая сама просится в руки...

Почему же коммунальные, кредитные, провайдерские и другие службы не спешат ею воспользоваться? За ответом я отправилась в расчетно–вычислительный центр управления жилищного хозяйства Мингорисполкома. Здесь заместитель директора по экономическим и финансовым вопросам Галина Вощевоз только развела руками.

Оказывается, против объединения платежек целый ворох причин. Но самая главная — неподъемный пласт организаторской работы. Проще придумать технологию единого счета и написать под нее компьютерную программу, чем уговорить все службы работать заодно. Исследования ведутся давно, есть и некоторые результаты: система по расчету жилищно–коммунальных и иных услуг может включать бесконечно длинный перечень платежей: кредиты, алименты, штрафы, страховку, паркинг... Россияне, например, составили перечень из более чем 200 позиций. У нас при учете всех вероятностей вряд ли получится меньше. Однако дело тормозит ведомственная разобщенность между банками, предприятием «Минскэнерго», департаментом охраны МВД, «Белтелекомом» и другими организациями: у всех разные сроки оплаты, расчетные программы, способы взыскания задолженностей... На сколько затянется это урегулирование полномочий, предположить крайне сложно...

Впрочем, некоторые подвижки уже есть: в Минске, областных и районных отделениях «Белпочты» можно, назвав лишь адрес, оплатить коммунальные услуги, кабельное телевидение, охранную сигнализацию и пользование кодовым замком. Но это лишь первый шаг. Какие есть еще идеи?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter