Все тайное стало явным

Названы победители Национальной театральной премии

Названы победители Национальной театральной премии


Вчера вечером в Национальном академическом Большом театре оперы и балета прошла торжественная церемония награждения победителей Национальной театральной премии, состоявшейся в этом году впервые. Свои лучшие спектакли выставили 12 театральных коллективов. Итоги премии наверняка еще будут обсуждать, главное, что она взбодрила театральную общественность, заставив ее довольно пристально посмотреть и на себя, и на происходящие в современном театре процессы. Без столкновения взглядов и мнений не обошлось, а как иначе, если в многочисленном жюри премии — спектакли оценивала «театральная академия» в составе 112 человек — собрались представители разных школ и поколений. Правда, для полноты картины именно публичного обсуждения тех или иных недостатков конкурсантов и не хватало. Голосовали эксперты тайно и свои предпочтения во время фестивальной недели не афишировали...


Член жюри премии драматург Николай Рудковский:


— В кулуарах иногда посещало чувство легкого недоумения — половина спектаклей оказалась довольно слабой. Было непонятно, как они вообще могли попасть в претенденты? На таких показах испытывал за коллег стыд и неловкость. То немногое, что сегодня действительно может быть конкурентоспособным и интересным в Европе, — это, на мой взгляд, хореографический и пластический театр, но, к сожалению, ни «ИнЖест», ни «D.O.Z.SK.I», ни «Корняг–театр» в программе представлены не были. Если премия претендует на то, чтобы охватить все театральное искусство, мне кажется, эти коллективы она не должна обходить стороной. Хотя амплитуда получилась довольно впечатляющей: от помпезной оперы «Набукко» Михаила Панджавидзе до яркого, кукольного экспериментального спектакля «Драй швестерн» Алексея Лелявского, своеобразного антипода «Набукко» по эстетике. Я думаю, премия напомнила и о том, что талантливых людей надо ценить при жизни, воздавать им по заслугам и создавать все условия для творчества здесь и сейчас.


Эксперт Вячеслав Грибайло:


— Как и предполагалось, организация была вполне нормальной, но сам принцип «академии» я бы изменил. На мой взгляд, не все члены жюри были готовы к тому, чтобы выносить профессиональные оценки. К тому же я бы исключил возможность голосовать за самих себя. А такой шанс был у некоторых номинантов, которые являлись еще и «академиками». Кроме того, после каждого показа, думаю, стоило проводить публичное обсуждение, дать возможность высказаться критикам, чтобы работа «академии» давала творцам почву для размышления.


Режиссер Борис Луценко:


— Замечательно, что такая премия появилась, но театры стоило бы предупредить о ней хотя бы за год, чтобы они как следует подготовились. Я думаю, следующая премия пройдет уже на другом уровне. Коллективы будут заранее планировать проекты, которые можно было бы выставить на конкурс. От этого, мне кажется, и сам профессиональный настрой, стимул будут другими. Все 12 спектаклей я посмотрел с огромным удовольствием. Театры постарались показать себя с лучшей стороны. Не хочу давать оценки, в каждом спектакле можно было найти что–то для себя. Согласен с коллегами в том, что национальная премия все же должна носить характер открытого обсуждения, а не просто процедуры тайного голосования. Неплохо было бы провести отдельную конференцию по итогам. Жаль, что пока не предусмотрен приз зрительских симпатий. Зрителю тоже можно было дать право голоса.


Народная артистка Беларуси Татьяна Мархель:


— Впервые за последнее время мы встретились таким большим составом — минские и областные театры, и это не может не радовать. Если и бывали какие–то встречи раньше, то все же в довольно узком формате, здесь же была охвачена вся театральная палитра страны. Ведь часто у нас нет возможности посмотреть работы коллег из–за своей занятости. Для меня открытием стала опера «Набукко» Михаила Панджавидзе. Также чудесный спектакль у театра кукол. Чувствую, что в последнее время как–то теряются ориентиры в работе: мы зацикливаемся на самих себе, на своих трудностях, не знаем, что происходит в других театрах. Театральная премия восполнила этот пробел и напомнила, что все мы, в общем, занимаемся одним замечательным делом, в котором могут и должны быть лучшие.


Победителями в номинации «Лучший спектакль» стали сразу две постановки: спектакль «Не мой» Купаловского театра и опера «Набукко». Лучшим режиссером назван Алексей Лелявский. Лучшими актерами — Павел Харланчук (спектакль «№ 13») и Светлана Аникей («Не мой»).

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter