Чего не хватает в Беларуси для развития караванинга?

Все свое вожу с собой

Чего не хватает для развития караванинга?
Шутка ли: практически у нашего порога ежегодно вращается более 19 млрд евро. Таков доход от караванинга — отдыха в домах на колесах — в Евросоюзе. По статистике, минимум каждый четвертый турист предпочитает гостиницам собственное перевозное жилище. Часть этого потока могла бы перетянуть наша страна. Во-первых, некоторые европейцы сейчас остерегаются поездок по странам Шенгена из-за мигрантов. Во-вторых, неизведанных мест на Западе для них остается все меньше. Каковы перспективы у направления, узнавала корреспондент «Р».

Владимира Нестеровича

В Минспорта и туризма не скрывают: при хорошем стечении обстоятельств можно убить сразу двух зайцев — и существенно пополнить казну, и придать импульс новому направлению. Пока же для иностранцев наша страна — белое пятно. К тому же далеко не все свои караванеры, а их 2,8 тысячи, в курсе, что в Беларуси есть 32 кемпинга различного уровня сервиса и масштаба — от 3 до 14 в каждой области. На слуху менее десятка площадок. Для сравнения: в ЕC насчитывается около 32 тысяч стоянок для караванеров, а самих передвижных домов — более 5,5 млн. Сможем ли мы принять хотя бы полпроцента мобильных туристов при нынешней-то инфраструктуре? 

— Чтобы движение было, нужны визовые послабления, — не отрицает замминистра спорта и туризма Михаил Портной. — На финише работа с МИДом об упрощении визового режима для стран, благоприятных в миграционном плане. В следующем году определим мероприятия, в том числе туристические — фестивали, слеты, гостей которых попросим освободить от уплаты консульского сбора. Иностранцев пугает не столько цена визы, сколько процесс получения. Как только появляется возможность обойти эту процедуру, гости активно едут к нам. 

Подтверждение тому — прошедший в большие майские выходные международный слет караванеров на озере Селява, что в Крупском районе. Здесь расположен самый крупный кемпинг страны, построенный по польскому образцу, оборудованный по европейским стандартам. Этакая огороженная поляна площадью в пару гектаров недалеко от водоема. Но сюда подведены электричество, вода, канализация, есть пункт очистки биотуалетов, ловит wi-fi. На все про все ушло примерно 300 тысяч долларов. При этом за размещение и пользование благами цивилизации просят 200 тысяч рублей за двоих в автодоме. Те, кто устал от жизни на колесах, могут заселиться в комфортабельные домики — стоят они в три раза дороже. На сверхприбыль владельцы не рассчитывают, но замечают, что в Польше еще ни один кемпинг не закрылся. На эту площадку должны равняться и действующие, и будущие стоянки, обратил внимание Михаил Портной. 


Директор ООО «Кемпинг-1» Владимир Рудой рассказывает о маркетинговой стратегии, позволившей собрать целый фестиваль:

— На рекламу мы не затратили ни рубля. Всего лишь дали объявление в соцсетях в конце прошлого года. Интерес был настолько огромным, что в феврале прекратили прием заявок — для большего числа гостей попросту не хватило бы мощностей той же электроэнергии. Мы и так вышли за пределы кемпинга. В результате к нам приехало более 600 человек из 12 стран. Половина гостей — россияне, белорусы и украинцы. Остальная часть — из государств Европы. Только эстонцев около 200 человек. Очень помогло то, что Президент поддержал нас: участникам слета разрешили безвизовый въезд. Трудно представить, что будет в следующем году: одни эстонцы обещали привезти своих друзей и подтянуть финнов. 

Правда, сперва гости попросили обратить внимание организаторов на недочеты. Например, привыкшим к порядку европейцам не хватало мусорных баков. Но больше их расстроило отсутствие указателей и то, что их навигаторы отказывались видеть в нужном районе хоть какие-то населенные пункты вместо поля. Долго разбирались иностранцы и с системой оплаты за дороги. Замечания, пообещали в Минспорта, без внимания не оставят. Отчет о проделанной работе сведут в конце года с итогами сателлитных счетов — международной системой учета туристов и их влияния на смежные с гостеприимством сферы, которую внедряют у нас в стране. Тогда можно будет оценить целевые потоки и прикинуть, какую инфраструктуру и где нужно создавать. Тем не менее намечено, что в ближайшие три года появится еще 30 кемпингов. В первую очередь, ожидается, они разместятся в Минске или в непосредственной близости от города. Не оставят без внимания областные центры, места проведения знаковых фестивалей — нашелся бы инвестор.


Тем временем соседи за точку отсчета взяли количество экипажей, которые намерены принимать. Речь идет о 5,5 млн ежегодно. Правда, сейчас их число не превышает 1,5—2 тысяч. Решение проблемы частично лежит и на нашей территории, где начинается трасса Брест — Москва, выбранная россиянами в качестве пилотного проекта для развития придорожного сервиса. Поэтому неудивительно, что Ростуризм заявил о намерении сообща развивать у нас инфраструктуру для караванинга. Сергей Полонский из Иваново уверен, что в России есть на что посмотреть, хотя за Уралом сервис не так хорошо развит, как в европейской части. Тем не менее начинка авто позволяет жить автономно от цивилизации, но в уюте в той же Карелии или на берегу Баренцева моря. Пару раз в год Сергей с семьей отправляется на несколько недель в Европу. Там, кстати, для караванеров особые условия — к озерам, которые в частной собственности, так просто не подъедешь. Поблажки лишь для владельцев автодомов, с которых попросят от 20 евро за сутки. 

Кстати, подмечено: россияне и белорусы к поездкам подходят основательно. У них есть запасные аккумуляторы, солнечные батареи, не говоря о стиральных машинах и встроенных пылесосах. Европейцы же чаще всего путешествуют налегке. Благо стоянок море, где можно «подпитаться». Возможно, поэтому славяне в один голос говорят, что первоначальные вложения весьма затратны. Чем больше машина или прицеп, чем он современнее и функциональнее, тем дороже. Хотя при желании тот же автоприцеп можно найти и за 1,5 тысячи долларов, автодом — от 5 тысяч. Максимальная цена «переваливает» за 100 тысяч долларов. А что дальше? По подсчетам наших соотечественников, переезд вылетает в копеечку. Например, поездка в Санкт-Петербург на автобусе обойдется примерно в 150 евро с человека, в своей мини-квартире — в 2—3 раза дороже. Так, прицеп увеличивает потребность в топливе в 1,5 раза, автодом «ест» больше, чем микроавтобус. Зимой баллон газа (от 70 тысяч) может за пару недель уйти на отопление, в теплое время его хватит на готовку в течение всего сезона. К тому же от газа может питаться и холодильник. Химия для биотуалета потянет еще на 300 тысяч, хватит ее чуть больше чем на полгода активного отдыха, перечисляют минчане Андрей Стефанович и Виталий Войницкий. Определенная сумма уходит на провизию, поддержание в порядке жилища. Экономятся деньги разве что на отелях. Многим ли это будет интересно? Караванеры отмечают: их вариант, как минимум,  — это комфортная и цивилизованная альтернатива размещению в палатках. Были бы условия, а там, глядишь, и стиль отдыха изменится. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Михаил ПОРТНОЙ, заместитель министра спорта и туризма:

— Развитие автотуризма в нашей стране считается одной из приоритетных задач на ближайшие пять лет. Мы находимся в центре Европы, здесь проходят основные транспортные коридоры, и было бы неверно не использовать эти преимущества. В Европе огромное количество любителей путешествовать на колесах. Важно открыть для них Беларусь, сделать удобное, привлекательное, интересное и безопасное пребывание в нашей стране. Кое-какие подвижки уже есть как в части законодательства, так и в части организации. Есть план мероприятий по развитию в стране кемпингов и караванинга, предусмотрены определенные преференции при обустройстве стоянок для автодомов в курортной зоне Нарочанского региона и возле Августовского канала, есть намерения войти в международные ассоциации и союзы.

СПРАВКА

Родителями караванинга в Европе по праву считаются немцы. Это туристическое направление начало развиваться в 30-х годах прошлого века, но после Второй мировой войны интерес к караванингу упал: лишние траты экономным немцам были ни к чему. Тем не менее возникали фирмы, где на время отпуска брался напрокат жилой прицеп. Впоследствии появились специально оборудованные кемпинги, где были свет, вода, и к ним оставалось лишь подключиться. Но уже в конце 1950-х годов холдинг Hymer совершил революцию в мировой автомобильной промышленности: в массовое производство были запущены первые дома на колесах, которые предусматривали размещение нескольких человек и были рассчитаны на продолжительные путешествия. С тех пор именно немцы задают европейскую моду в этой области.

druk@sb.by

Фото автора и Владимира НЕСТЕРОВИЧА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter