Все строилось «с листа»

Михаил Финберг - об истории «Славянского базара» и участии в юбилее

Маэстро Михаил Финберг об истории «Славянского базара», участии в юбилее и главном критерии в оценке конкурсантов

Национальный академический концертный оркестр Беларуси по праву называют визитной карточкой «Славянского базара в Витебске». На протяжении всех 20 лет, которые существует фестиваль, коллектив, носящий почетное звание заслуженного и возглавляемый маэстро Михаилом Финбергом (на снимке), — постоянный участник международного форума искусств. На сцене Летнего амфитеатра музыканты не раз представляли свои собственные концертные программы и совместные творческие проекты с самыми известными звездами эстрады, наконец, традиционно все 20 лет именно этот оркестр сопровождает конкурсные выступления молодых исполнителей разных стран.

Михаил Финберг входит в число тех людей, кто стоял у истоков создания фестиваля, и знает об истории его практически все. Потому незадолго до начала нынешнего юбилейного праздника искусств разговор с маэстро начался с воспоминаний:

— Наш оркестр был создан в 1987 году, и мне, его директору и художественному руководителю, сразу же было дано поручение: готовиться работать на очень крупном фестивале. Я еще и не понимал тогда, что это такое будет. Как потом выяснилось, речь шла о первом в СССР фестивале польской песни. Белорусское руководство решило организовать его в 1988 году в Витебске, тогда побратиме польского города Зелена-Гура, как ответ на проводившиеся там фестивали советской песни.

Поначалу даже тогдашний министр культуры БССР Юрий Михневич сомневался, что именно в Витебске состоится новый фестиваль. Помню, как Юрий Михайлович после встречи с первым секретарем Витебского обкома партии Владимиром Григорьевым, на которую мы с ним вместе приехали, сказал, мол, все равно проводить наверняка все будем в Минске, во Дворце спорта. Ведь в Витебске к фестивалю предстояло в рекордные сроки построить амфитеатр.

Каким же было мое удивление, когда всего через восемь месяцев он появился. Строилось же все буквально «с листа». Витебский архитектор Вячеслав Бабашкин рисовал чертежи и тут же отдавал в работу строителям. Я, между прочим, тоже принимал небольшое участие: со мной консультировались по поводу размеров будущей сцены.

Первый Всесоюзный фестиваль польской песни прошел на самом высоком уровне. В Витебск приехало много польских гостей. Поздравления прислали Ярузельский и Горбачев. Очень серьезно все было.

Второй фестиваль польской песни состоялся в 1990-м, а потом его не стало, и СССР не стало. Когда стали решать, каким быть витебскому фестивалю, возникла идея «Славянского базара». Так с 1992-го началась история ежегодного Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске», который к сегодняшнему дню вырос в один из лучших фестивалей Европы.

— Михаил Яковлевич, знаю, что у вас отношение к «Славянскому базару в Витебске» особенное.

— Считаю, именно на витебском фестивале состоялось творческое рождение нашего оркестра. Я очень горжусь тем большим опытом, который он мне дал. Ведь было время, когда никакие фонограммы не использовались, концерты проходили под живой аккомпанемент нашего оркестра. Мы играли все девять больших концертов. Так что «Славянский базар в Витебске» — это не только праздник хорошей музыки, но и настоящая профессиональная школа. Благодаря в том числе и ей в мастерстве наш коллектив сегодня обогнать сложно.

Не могу не сказать и о том, что именно фестиваль подарил мне прекрасную возможность познакомиться и работать со многими выдающимися музыкантами, артистами. Юрий Саульский, Олег Лундстрем, Георгий Гаранян, Лев Лещенко, Игорь Тальков, Алла Пугачева, Лариса Долина, Надежда Бабкина, польские, болгарские, югославские, турецкие, американские звезды — нет, я не смогу, к сожалению, перечислить всех...

— Чем в этом году ваш коллектив порадует фестивальных зрителей?

— Мы подготовили большой юбилейный концерт, в котором на сцене Летнего амфитеатра под аккомпанемент нашего оркестра выступят лауреаты и победители всех прежних международных конкурсов исполнителей эстрадной песни, начиная с 1992 года.

Кроме того, как всегда, наш оркестр сопровождает второй день выступлений участников нынешнего конкурса «Витебск-2011», которые уже в эти дни приезжают в Минск для репетиций.

— Из-за большой нагрузки на фестивале вы отказались от председательства в международном жюри конкурса. И все же хотелось бы узнать, каков ваш главный критерий оценки молодых исполнителей?

— Очень простой. Для меня самое главное не то, как человек споет во время конкурса, а то, кем он станет после конкурса. На мой взгляд, это самое важное. Ведь нередко бывает так, что какие-то призы и звания привозит молодой артист с разных конкурсов. Но проходит несколько месяцев, а ничего нового от этого солиста не слышно, потому что это не артист, а певец или певица одной песни.

И все же всем молодым исполнителям я всегда искренне желаю хорошего конкурсного выступления. Во время самого песенного состязания в Витебске и в течение тех 3—4 дней до него, когда мы встречаемся на репетициях в Минске, все музыканты и сотрудники нашего оркестра (на его базе проходит подготовка) стараются, чтобы молодым артистам было уютно и комфортно работать. Помогаем им, чем можем, и делаем все, чтобы результат конкурсного выступления был таким, каким они его ожидают.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter