Все стоит свою цену

Объединять МАЗ с КамАЗом или вообще продавать завод?..

Еще Аристотель заметил, что «богатство состоит не во владении имуществом, а в праве пользования им». Правительство сейчас думает: объединять МАЗ с КамАЗом или вообще продавать завод? Дело в том, что оценщики кардинально разошлись во мнении о стоимости МАЗа. Уже есть две цифры — 2,5 миллиарда и 800 миллионов долларов. Первая не нравится потенциальным партнерам (покупателям), вторая — заводу и Правительству. Объявлен конкурс на очередного оценщика.


В феврале с предложением о слиянии с МАЗом выступил российский КамАЗ. Эта сделка не предполагает каких–либо прямых инвестиций в минский завод. Детали уточнил Премьер–министр Михаил Мясникович, посещая предприятие на прошлой неделе: «Мы говорим о том, что это безденежное объединение, вопрос не перехода в собственность денег, а только управления, а также всего того, что касается внешних рынков и реализации продукции». В июне под эту сделку оценщиком была выбрана аудиторская компания «Эрнст энд Янг». На днях озвучена цифра — 800 млн. долларов. Но не согласны с этой цифрой не только в Правительстве, но и в руководстве МАЗа. Не известно, кстати, учитывалась ли стоимость брэнда. Кроме того, у МАЗа семь сборочных производств в разных странах, 9 совместных предприятий в России, Украине, Польше, Казахстане. А еще звучат предположения, что для «равноправной» доли в СП с КамАЗом придется к Минскому автомобильному добавлять моторный завод, агрегатный и так далее. То есть отдать в управление практически весь наш автомобилестроительный комплекс.


Несколько странно, что как–то поутихли разговоры о предложении «Группы ГАЗ», которое многие специалисты называли более привлекательным: оно предполагает и живые деньги в производство и бюджет, и равноправное управление активами. В конце сентября Правительству было направлено официальное предложение «Русских машин». Оно включает инвестпроект, подробный бизнес–план, стратегию развития МАЗа, объем инвестиций в бюджет. Кроме того, в рамках инвестдоговора «Группа ГАЗ» обязуется привлечь третьего зарубежного инвестора, входящего в топ–5 мировых брэндов машиностроения. Первоначально планировалось, что по активам МАЗа будет проведен открытый конкурс для всех желающих.


Есть одна существенная оговорка: «Эрнст энд Янг» проводила оценку «под сделку с КамАЗом». А результат оценки под международный кредит — это одна цифра, под совместный бизнес — вторая, а под продажу активов — третья. Поэтому вряд ли 800 миллионов стоит считать стоимостью МАЗа. Аналитик Георгий Гриц уточняет: «Оценка предприятия не может стоять особняком от оценки всей экономики. И это, в принципе, вещь субъективная на уровне политической конъюнктуры. Я считаю, лучше капитализировать сделку на переговорном уровне, чем брать очередного оценщика». Большинство экономистов, с которыми мне удалось поговорить, уверены, что сейчас самое неудачное время для проведения оценки. В условиях кризиса невозможно предсказать генерируемый денежный поток. В России при этом также ожидается ухудшение экономической ситуации, последствия которого оценить пока сложно. Поэтому, может, не стоит «гнать лошадей». Тем более если учесть заявления об улучшении дел на Минском автомобильном заводе...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter