Принята государственная программа на 2016 - 2020 годы "Малое и среднее предпринимательство"

Все стимулы — для малого бизнеса

Волнения в среде индивидуальных предпринимателей очень быстро сошли на нет. Возможно, так случилось потому, что представители малого бизнеса поняли, что Указ № 222 отменять никто не будет и с этим фактом пора смириться. А может быть, они просто осознали, что за призывами публично протестовать стоит что угодно, но не интересы бизнеса. Просто представители оппозиционных политических движений пытаются подспудно решить свои проблемы, а кому охота для пользы других загребать жар своими руками? Вместе с тем в самый разгар дискуссий о судьбах малого бизнеса и его месте в белорусской экономике в стране тихо приняли госпрограмму на 2016 — 2020 годы «Малое и среднее предпринимательство». Она достаточно четко дает понять, что государство ждет от предпринимателей и что готово им предложить взамен.


Петр Арушаньянц, директор Департамента по предпринимательству Минэкономики, обрисовал, каким должен стать сектор МСП через пять лет. Задачи программа ставит достаточно амбициозные: доля малого и среднего бизнеса в экономике страны по валовой добавленной стоимости дорастет до 32 процентов, в этом секторе будет занято 35 процентов трудоспособного населения. Речь идет не только о самих ИП и руководителях малых предприятий, но и о наемных работниках, которым бизнес предоставит новые рабочие места.

Программа разбита на несколько важных блоков, первый из которых посвящен административным вопросам.

— В документе предусмотрены около 30 различных нововведений, которые заметно облегчат жизнь предпринимателям. Мы недавно провели интересный эксперимент: воспользовались так называемым калькулятором рейтинга, который используется при определении позиций в глобальном списке Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business). Так вот, оказалось, что если бы все эти запланированные нами шаги были осуществлены уже сегодня — мы бы занимали седьмую строчку, а не 44–ю, как сейчас, — говорит Арушаньянц.

Так что шанс попасть в ближайшие годы в тридцатку стран с наиболее благоприятным деловым климатом велик. Ведь не стоит забывать и о появлении в ближайшей перспективе у нас так называемой оценки регулирующего воздействия. За этим понятием стоит важный и нужный нашим бизнесменам инструмент. Теперь любой законодательный акт, который будет так или иначе затрагивать интересы предпринимателей, перед подписанием будут строжайшим образом тестировать — идет он на пользу бизнесу или же во вред. Если просматривается второй вариант, документ отправляется на доработку или даже в корзину для бумаг.

Отдельный блок программы предусматривает финансовую поддержку предпринимательства. Кредиты по достаточно привлекательным на сегодняшний день условиям (17 — 29 процентов годовых) будет предоставлять Банк развития, предусмотрены и другие источники. Планируется уделять внимание и совершенствованию инфраструктуры поддержки предпринимательства. К 85 центрам и 18 бизнес–инкубаторам прибавятся новые. По идее, в каждом населенном пункте, где проживают свыше 30 тысяч человек, должен будет появиться такой центр.

Однако самая важная задача, которая ставится в госпрограмме, — формирование позитивного отношения к предпринимательской инициативе граждан. Речь идет не только об организации «круглых столов», но и создании общественно–консультативных советов, в которые на паритетной основе будут входить представители бизнеса и власти. Минэкономики решило задать тон в этом вопросе. В состав рабочей группы по вопросам индивидуальных предпринимателей входят 27 человек, из которых трое — госслужащие, остальные — ИП и представители бизнес–союзов.

Кстати, пятилетней госпрограммой вопросы регулирования сектора малого и среднего бизнеса не ограничиваются. На подходе обновленная редакция президентской Директивы № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности». Она проходит последние согласования и в ближайшее время может быть подписана.

— В новом тексте учтено большинство пожеланий бизнес–союзов, — уточнил Петр Арушаньянц.

С другой стороны, и прежняя редакция Директивы вполне себе рабочий документ. Необходимость подписать новую версию связана с тем, что приходится смещать акценты в связи с изменениями внешней рыночной среды.

benko@sb.by

Советская Белоруссия № 46 (24928). Суббота, 12 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter